Тайна Бермудского треугольника — Naked Science
29 минут
Редакция
4

Тайна Бермудского треугольника

Бермудский треугольник занимает почетное место в пантеоне величайших тайн планеты Земля. Даже в наш высокотехнологичный век ученые так и не смогли разгадать главную загадку Бермудского треугольника, а именно – что же все-таки стало основной причиной бесследного исчезновения множества кораблей и самолетов? Поищем ответ вместе.

many-people-gone-missing-bermuda-triangle_3c123e93fe06ec56_1
©Wikipedia
Шумиха

 

Бермудским треугольником называют область Атлантического океана, расположенную к востоку от побережья Флориды. Акватория треугольника частично принадлежит Багамским островам. Сам треугольник находится между Майами, Бермудскими островами и Пуэрто-Рико. Треугольник – довольно большой, он занимает 140 тыс. квадратных миль. 

 

По-настоящему мир узнал о нем во второй половине XX века. В сознании людей словосочетание «Бермудский треугольник» укоренилось с подачи американских журналистов. В 1970-е годы было выпущено несметное множество публикаций на тему загадочных исчезновений самолетов и кораблей в этой части мира. Маховик сенсаций был запущен, и публика жаждала новых подробностей о таинственной аномалии. Очень скоро Бермудский треугольник превратился в настоящий Клондайк для любителей разного рода спекуляций. Только вне зависимости от того, имеем мы дело с природным явлением, или речь идет о неизвестной науке аномалии, ясно одно – это место представляет немалую опасность.

 

Словосочетание «Бермудский треугольник» было введено в оборот в 1964-м году публицистом Винсентом Гаддисом. Статья с говорящим названием «Смертоносный Бермудский треугольник» была напечатана в издании, посвященном необъяснимым явлениям.

 

Первые жертвы

 

В подтверждение приведем загадочный эпизод, произошедший в далеком 1840-м году, задолго до первых публикаций на эту тему. Тогда близ Багамских островов было обнаружено судно «Розалия». На корабле остались запасы питьевой воды и провианта, груз судна остался цел, шлюпки были на месте. Вот только экипаж «Розалии» загадочным образом исчез. Из живых существ на борту судна осталась только канарейка. А вообще, в XIX веке многие суда нашли свою погибель в водах Бермудского треугольника. 

 

Впрочем, если вдуматься, ничего необычного в исчезновении парусных кораблей и членов их команд нет. Даже для подготовленных мореходов океан всегда таил немало опасностей. Высокие волны, сильный ветер и коварные подводные скалы всегда представляли большую угрозу для хлипких суденышек. Но как быть с бесследным исчезновением крупных судов в XX веке? 

 

Один из самых загадочных эпизодов, связанных с Бермудским треугольником, – исчезновение в 1918-м году грузового судна Военно-морских сил США USS Cyclops. Путь «Циклопа» лежал из Южной Америки в США. Корабль принадлежал к классу судов Proteus и был довольно большим, его длина составляла 165 м. Тем не менее, само судно и 306 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа как будто растворились в морской безд­не. Поиски корабля не дали никаких результатов. В этой истории есть еще одна очень характерная особенность – перед своим исчезновением экипаж корабля не подал сигнал бедствия. Что бы ни стало причиной трагедии, очевидно одно – оно застигло корабль врасплох, не предоставив его экипажу ни минуты на спасение. Похожая картина наблюдалась во многих случаях исчезновений судов в Бермудском треугольнике. 

 

Позднее список пропавших в этом районе кораблей пополнится десятками новых названий. Очень часто причину гибели судов все же удавалось установить. Например, одной из тайн Бермудского треугольника иногда называют гибель грузового судна «Анита», затонувшего в 1973?м году. Единственное, что осталось от этого кораб­ля, – спасательный круг с названием судна. Правда, накануне выхода корабля в открытое море разразился сильнейший шторм, жертвой которого стала не одна только «Анита». 

 

Грузовое судно Военно-морских сил США USS Cyclops / ©Alamy

 

Пропавшие самолеты 

 

Скорее всего, треугольник не привлек бы столько внимания, если бы его жертвами становились лишь корабли. Действительно, эта часть Атлантики всегда была очень опасным местом для мореходов. Но вся сложность ситуации заключается в том, что в Бермудском треугольнике бесследно исчезали не только корабли, но и самолеты. 

 

Одним из первых летчиков, столкнувшихся с необъяснимой аномалией, стал знаменитый американский испытатель Чарльз Линдберг. 13 февраля 1928-го года Линдберг, пролетая над Бермудским треугольником, стал свидетелем странного природного явления. Самолет обволокло очень плотное облако, похожее на густой туман, и Линдберг, как ни пытался, выбраться из него не мог. Стрелки компаса словно сошли с ума и стали беспорядочно вращаться. Только большой опыт помог Линдбергу спастись, и, когда облако рассеялось, летчик смог добраться до аэродрома, ориентируясь по солнцу и прибрежной линии. 

 

Но самым известным эпизодом исчезновения самолетов в Бермудском треугольнике считается случай, произошедший в 1945-м году. Тогда во время тренировочного полета бесследно исчезли пять палубных бомбардировщиков-торпедоносцев Grumman TBF Avenger. Ведущим звена «Эвенджеров» был опытный летчик – лейтенант Корпуса морской пехоты Тейлор. Примечательно, что отправленный на поиски пропавших бомбардировщиков гидросамолет Martin PBM Mariner тоже исчез. 

 

Бомбардировщики-торпедоносцы Grumman TBF Avenger / ©Wikimedia Commons

 

На свое последнее задание звено вылетело 5 декабря 1945-го года, полет проходил при ясной погоде. Поиски самолетов и их экипажей не дали ровным счетом ничего, не было найдено ни обломков, ни даже масляных следов на воде. Единственным свидетельством катастрофы стали расшифрованные радиопереговоры экипажей «Эвенджеров». Согласно данным радиопереговоров, на каком-то этапе летчики оказались полностью дезориентированы, они просто перестали понимать, где находятся. В одном из сообщений ведущий звена доложил, что оба компаса отказали (каждый Avenger был оборудован двумя компасами – магнитным и гироскопическим). Скорее всего, торпедоносцы находились в воздухе до тех пор, пока у них не закончилось топливо, и они не рухнули в океан. 

 

Неподтвержденные случаи мгновенных перемещений в воздухе имели место и за пределами Бермудского треугольника. Сохранилось описание одного эпизода, якобы произошедшего во время Второй мировой. Тогда советские летчики посадили самолет на Урале, будучи в полной уверенности, что находятся где-то под Москвой. Примечательно, что почти всегда в таких случаях фигурировали плотный туман и проблемы с навигационным оборудованием. 

 

Но что могло стать причиной катастрофы? Не стоит забывать, что пропавшие летчики были довольно опытными. Даже в условиях внезапного отказа навигационного оборудования они могли бы выйти на нужный курс, ориентируясь по карте. Или, может быть, причиной бесследного исчезновения четырнадцати летчиков стали не только технические неполадки их самолетов? 

 

Ответом на этот вопрос может стать случай, который произошел четверть века спустя – в 1970-м году. Летчик Брюс Гернон пилотировал легкий одномоторный самолет в небе над Бермудским треугольником. Вместе с ним на борту находилось еще два человека. Гернон направлялся с Багамских островов во Флориду, в международный аэропорт «Палм-Бич». Когда он находился примерно в 160 км от Майами, погода резко испортилась, и Брюс Гернон решил облететь грозовые тучи. Согласно показаниям самого летчика, мгновенье спустя он увидел перед собой нечто наподобие тоннеля. Вокруг самолета образовались спиралевидные кольца, а находящиеся на борту люди испытали чувство, похожее на чувство невесомости. Конечно, все это можно списать на обыкновенную выдумку мистификаторов, если бы не одно «но». В момент прохождения через этот самый тоннель, самолет Гернона просто исчез с радаров. Кроме того, по словам Брюса, у него на борту отказали все навигационные приборы, а самолет окутала плотная серая дымка. Сразу после вылета из загадочного тумана машина оказалась над Майами, и Гернон получил радиосообщение от диспетчера. Придя в себя, Брюс Гернон осознал только одно: что-то тут не так – одномоторный винтовой самолет непостижимым образом пролетел 160 км за три минуты. Для этого полет должен был проходить на 3000 км/ч, а ведь крейсерская скорость самолета Beechcraft Bonanza 36, которым управлял Брюс, не превышает 320 км/ч. 

 

Исчезновение пяти торпедоносцев стало благодатной почвой для фантастов и мистификаторов. Ходит легенда, что во время полета «Эвенджеров» некоторые жители США смогли расслышать радиопереговоры командира звена. Якобы в своих последних словах лейтенант Тейлор упоминал некие «белые воды» и НЛО. 

 

Волны-убийцы и пространственный катаклизм

 

Дно Бермудского треугольника имеет один из самых сложных рельефов в Атлантическом океане. Треугольник пересекает огромная впадина, глубина которой достигает 8 км. Само по себе это не объясняет гибели кораблей, но делает почти невозможным обнаружение затонувших судов или упавших в океан самолетов. 

 

У тайны Бермудского треугольника может быть еще одно объяснение. Теплое морское течение Гольфстрим проходит вдоль восточного побережья США, совсем рядом с местом загадочных исчезновений судов. Гольфстрим может быть причиной того, что многие затонувшие корабли так и не были найдены, подводным течением их обломки могло снести на сотни километров от места предполагаемой гибели. 

 

Но как быть с первопричиной крушений? Одна из самых правдоподобных теорий гласит, что многочисленные суда, пропавшие в Бермудском треугольнике, могли стать жертвами блуждающей волны. Этот феномен долгое время считался вымыслом. Но, как показали исследования, блуждающие волны вполне реальны и представляют немалую опасность для мореплавателей даже в наше время. Высота одной такой волны может достигать 30 м. В отличие от цунами, блуждающие волны образуются не в результате природных катаклизмов, а буквально ниоткуда. Такие волны-убийцы могут появляться даже при относительно благоприятных погодных условиях. Например, гигантская волна может образоваться в тот момент, когда в океане сходятся несколько волн. Эта версия тем более заслуживает внимания, если учесть, что природные условия Бермудского треугольника способствуют появлению таких волн. 

 

Берингово море, 1979 год. Волна-убийца высотой 30-35 м / ©NOAA

 

Но названные версии не имеют почти никакой силы, когда речь идет о пропавших самолетах. Существует мнение, что на Бермудский треугольник оказывают влияние силы из космоса. Возможно, это место подвергается воздействию заряженных частиц, которые образуются в результате солнечных бурь. Если так, то эти частицы могут быть причиной поломок электронного оборудования самолетов и кораблей. С другой стороны, Бермудский треугольник расположен рядом с экватором и не должен подвергаться сильному влиянию таких бурь. Ведь, как известно, влияние солнечных бурь больше всего ощущается на высоких широтах (в приполярных областях). 

 

Более правдоподобна гипотеза, согласно которой загадка Бермудского треугольника кроется на дне океана. Сейсмическая активность на дне треугольника может вызывать магнитные возмущения, которые, в свою очередь, влияют на работу навигационных приборов. Некоторые ученые рассматривают в качестве возможной причины гибели кораблей и самолетов выброс метана. Согласно этой теории, на дне Бермудского треугольника образуются огромные метановые пузыри, плотность которых настолько низка, что корабли не могут держаться на воде и сразу тонут. Подымаясь в воздух, метан также приводит к снижению его плотности, что делает полеты крайне опасными. 

 

Ученые отмечают, что некорректная работа приборов может быть вызвана ионизацией воздуха. Многие таинственные явления в Бермудском треугольнике произошли во время грозы, а ведь именно она приводит к ионизации воздуха. 

 

Как бы ни были правдоподобны эти версии, все они имеют один недостаток – ни одна из них не нашла своего практического подтверждения. Кроме того, магнитные бури, выброс метана или грозовой шторм не могут объяснить перемещение в пространстве. 

 

Здесь будет уместно рассказать о самой невероятной гипотезе. Некоторые исследователи всерьез полагают, что в данном случае мы имеем дело с искривлением пространства. Считается, что искривление пространства позволяет двигаться быстрее скорости света. Иными словами, летчик Брюс Гернон мог попасть в некий межпространственный катаклизм, в одночасье переместивший его на 160 км. Этим же можно объяснить и бесследное исчезновение в Бермудском треугольнике десятков других самолетов и кораблей. И все же оставим эту теорию на откуп творцам научной фантастики и постараемся разобраться серьезно. 

 

Тема Бермудского треугольника широко представлена в массовой культуре. Треугольник фигурирует в огромном количестве литературных произведений, про него снято множество сериалов и полнометражных фильмов. Причем эта тема нередко переплетается с другими загадочными явлениями, например, с тематикой пришельцев из космоса.

 

Истина где-то рядом

 

Мы намеренно не стали рассматривать абсурдные версии о похищениях исчезнувших судов пришельцами или, например, о найденной на дне Бермудского треугольника «базе НЛО». Если же говорить о самых правдоподобных теориях, то однозначно можно сказать лишь одно – все они имеют право на существование. 

 

Значительную часть трагических происшествий можно объяснить, не прибегая к околонаучным версиям и фантастическим предположениям, но как быть с остальными случаями исчезновений кораблей и самолетов? 

 

Ответить на этот вопрос постарался российский ученый, исследователь феномена Бермудского треугольника Борис Островский: «Я стараюсь объяснить этот феномен с точки зрения классической науки. Главная причина исчезновения морских судов и самолетов может находиться на дне океана и иметь тектоническую природу. Геологичес­кие разломы и гниение морских водорослей приводит к выбросам метана и сероводорода. Как правило, эти газы растворяются в морской воде, но при понижении атмосферного давления они могут достичь поверхности океана. Поднимаясь, метан и сероводород приводят к понижению плотности воды, и когда это происходит – корабль стремительно уходит на дно (плотность воды становится меньше плотности судна). Сама по себе эта теория не объясняет исчезновения самолетов, но и здесь тектонические процессы могут быть первым звеном в цепи дальнейших событий. Частые подводные землетрясения приводят не только к выбросам метана, но и к образованию инфразвука, в свою очередь, преломляющего радиоволны. Именно этим можно объяснить неполадки электронного оборудования и дезориентацию летчиков. Кстати, с такой позиции можно подойти к инциденту с южнокорейским лайнером Boeing 747, имевшему место над Сахалином в 1983-м году. По совершенно неясной причине самолет углубился в территорию СССР на 500 км, и был сбит советским истребителем. Разгадка этой тайны может иметь геологическую основу, ведь полет авиалайнера пролегал параллельно тектоническим разломам на дне океана. Инфразвук таит в себе еще одну угрозу: он способен оказывать губительное влияние на психику человека. Иными словами, оказавшись под воздействием инфразвука, летчики и моряки могли терять рассудок и совершать необдуманные поступки. Именно этим можно объяснить найденные в Бермудском треугольнике корабли, брошенные своими экипажами». 

 

Обнаружение затонувших судов или упавших в океан самолетов почти невозможно / ©Flickr

 

Что ж, версия Бориса Островского звучит довольно правдоподобно. Правда, на сегодняшний день невозможно ни подтвердить, ни опровернуть такую трактовку. В 2004-м году знаменитый американский писатель-фантаст Артур Кларк сказал, что тайна Бермудского треугольника будет разгадана к 2040 году. С учетом того, что слова фантастов о будущем человечества нередко оказываются правдой, возможно, мы еще услышим подтверждение одной из версий. 

 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Вчера, 09:31
5 минут
Сергей Васильев

Микроскоп с высокоскоростной камерой и компьютерное моделирование показали, что сперматозоиды плавают не за счет боковых движений хвоста, а быстро вращаясь всем телом.

11 часов назад
6 минут
Денис Гордеев

Соседняя планета, скорее всего, была покрыта толстым слоем льда, что в корне противоречит принятым ныне концепциям.

Вчера, 14:19
6 минут
Мария Кривоченко

Это крупнейшее исследование ДНК людей, живущих в Северной и Южной Америке. Оно показывает, откуда в США появились рабы, и раскрывает детали жестокого обращения с ними.

Вчера, 09:31
5 минут
Сергей Васильев

Микроскоп с высокоскоростной камерой и компьютерное моделирование показали, что сперматозоиды плавают не за счет боковых движений хвоста, а быстро вращаясь всем телом.

Позавчера, 17:55
2 минуты
Илья Ведмеденко

Сегодня, в 20:00 (мск), должен состояться 150-метровый «прыжок» демонстратора технологий космического корабля Starship. Трансляцию вы сможете посмотреть на нашем сайте.

Позавчера, 11:27
35 минут
Александр Березин

На планете разворачивается новая лунная гонка. Российская космическая отрасль пытается обозначить участие в ней, патентуя многопусковой полет к спутнику Земли. Очевидно, что это лишь суррогат сверхтяжелых ракет, которых мы пока не строим. США, напротив, активно разрабатывают сразу два сверхтяжа – но и там не все гладко. Их лунная программа может испытать сильнейший удар в ближайший год. Скептики считают, что усилия всех участников гонки бесполезны. Мол, пилотируемые полеты к другим небесным телам не нужны, ибо дороги. Автоматы смогут все сделать намного дешевле. На деле лунная программа, как мы покажем ниже, не дороже полетов к МКС. Да и автоматы не дадут нам ничего подобного результатам пилотируемой лунной экспедиции. Попробуем разобраться почему.

6 июля
5 минут
Мария Азарова

Ученые, работающие с крупнейшим в мире радиотелескопом, сообщили об обнаружении эмиссии нейтрального водорода, исходящей от объектов за пределами нашей Галактики.

22 июля
66 минут
Александр Березин

С 2064 года численность людей начнет сокращаться — и этот процесс может быть необратим. Один из авторов соответствующей научной работы прямо указывает: если ничего не изменится, через несколько веков человечество вымрет. Однако есть вещи и похуже вымирания. Куда вероятнее иной сценарий: мир будет заселен теми, кто сможет размножаться в новых культурных условиях. К сожалению, значительная часть современных европейцев, американцев и, возможно, других народов будут вытеснены с первых страниц истории. Вдобавок те, кто победят в этой непростой борьбе, нам, сегодняшнему населению Земли, могут сильно не понравиться. Попробуем разобраться почему.

10 июля
7 минут
Мария Кривоченко

Биологи выяснили, какое воздействие оказывают радиоволны на эмбрионы рыб. Оказалось, они существенно не влияют на уровень смертности, морфологию и реакцию на свет, но немного подавляют сенсомоторные функции. Как это скажется на взрослых особях, еще предстоит выяснить.

[miniorange_social_login]

Комментарии

4 Комментария

ulogin_facebook_781096022280244
17.07.2018
-
0
+
Главная причина аномалии - изменение гравитационных свойств вокруг движущихся массивных объектов, коим является Гольфстрим. Гравитация уменьшается и это приводит к панике тех, кто находится в этом месте... люди просто прыгают за борт, думая, что их унесет в космос неведомая сила... Подробнее https://zen.yandex.ru/media/mihail_brovkin/bermudskii-treugolnik-versiia-mb-5ac813802f578cb21a413380
26.12.2017
0
Приливы и отливы(волны убийцы) - результат вращения Земли и водоворотов https://vk.com/wall-24606912_14872
ulogin_vkontakte_187657322
13.10.2016
-
0
+
Учёных спрашивать о таких неизвестностях, всё равно, что разговаривать с рейсовым автобусом. Здесь нужно иное осмысление фактов, например, такая научно-фантастическая, но вполне логичная версия... 
Luger
11.10.2016
-
0
+
Да уж, если действительно имеет место быть "тектоническая" версия, то место всё равно очень странное - огромное какое-то количество совпадений
Подтвердить?
Лучшие материалы
Предстоящие мероприятия
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: