Бури на Солнце ? бури на Земле — Naked Science

Бури на Солнце ? бури на Земле

Сбои связи и глобальные катастрофы: чем грозит Земле солнечная активность.

304-171_Overlay_Blend

Маундер и его минимум

10 января 1709 г. один из пионеров метеорологии Уильям Дерем отметил историческое событие: выйдя во двор своего дома под Лондоном и взглянув на термометр, он понял, что такой холодной ночи ему наблюдать еще не доводилось ? ртутный столбик опустился до несусветных 12 °C. Вообще, все предыдущие недели зима стояла для Англии, да и для всей Европы, необычно морозная. Озера, реки и даже большие пространства моря покрылись льдом, почва промерзла на метровую глубину. Это были самые холодные месяцы за все предыдущие 500 лет ? и одни из самых холодных за весь период Малого ледникового периода XIV-XIX вв.

После сравнительно теплых X-XIII вв. Земля пережила несколько самых холодных столетий за последние тысячи лет. Однозначно назвать причины его наступления пока невозможно: это может быть вулканическая активность и/или изменения циркуляции океанских течений, распространение лесов из-за сильного снижения численности населения после чумной эпидемии и/или другие факторы. Но почти наверняка огромную роль в этом климатическом отклонении сыграло Солнце: долгое время оно оставалось аномально спокойным. Многие десятилетия на нем ? как подсчитал английский астроном Эдвард Маундер ? наблюдалось в тысячи раз меньше пятен, чем обычно.

Минимум Маундера в 400-летней истории наблюдения солнечных пятен

©Global Warming Art project / Robert A. Rohde

Действительно, сегодня нам известно, что не только Минимум Маундера, но и вообще наступление периодов минимальной солнечной активности коррелирует с похолоданием на Земле, хотя почему это происходит, опять же, не слишком понятно. При этом максимумы активности Солнца на земной климат практически не влияют (если, конечно, не считать впечатляюще ярких полярных сияний). Впрочем, солнечные максимумы еще способны «показать зубы»: современные спутниковые и электронные технологии делают нас гораздо уязвимее перед их воздействием, нежели наших предков.

Что случилось на Солнце

Первой ? и самой очевидной ? формой солнечной активности, о которой узнали астрономы, стали солнечные пятна. Регулярные наблюдения за ними начались в начале XVII в. Только в ХХ в. стало ясно, что темные пятна проступают на звезде из-за разницы в скорости вращения слоев ее раскаленной заряженной плазмы. Дуги силовых линий магнитного поля Солнца поднимаются высоко над внешним слоем его фотосферы, затрудняя естественную конвекцию плазмы и снижая количество энергии, которое поднимается из недр к поверхности. Тут и проступает пятно ? участок более темной и холодной плазмы.

Изгибаясь все сильнее и сильнее, линии магнитного поля все усиливают этот эффект, пока ?примерно 11 лет спустя ? не достигают критической точки. Магнитное поле Солнца меняет ориентацию и временно «успокаивается»: начинается новый цикл активности.

В некоторых случаях магнитные петли так перекручиваются, что их положительные и отрицательные концы соединяются, вызывая взрыв солнечной вспышки, которую могут выбрасывать в космос миллиарды тонн плазмы, движущейся на скорости в миллионы километров в час. В периоды минимальной активности Солнца такие корональные выбросы массы (Сoronal Мass Еjection, CME) происходят не чаще раза в неделю, а во время максимумов могут случаться и несколько раз в день. В зависимости от их энергии, СМЕ ранжируются по силе: выбросы А, В, С, М и Х-класса.

По большей части, корональные выбросы устремляются в пустое пространство, но некоторые из них вылетают прямиком по направлению к Земле. СМЕ С-класса совершенно неопасны, М-класс может вызвать определенные неудобства для работающих на орбите космонавтов и спутников, а вот Х-класс способен создать серьезные «помехи» в масштабах всего глобального магнитного поля планеты.

Вспомним, что выброшенная плазма несет электромагнитный заряд. Положительно заряженные частицы вылетают, по большей части, из положительного участка петли магнитного поля Солнца, а отрицательные ? с противоположной ее стороны. Поэтому воздействие СМЕ на Землю во многом определяется ориентацией, в которой «сгусток» заряженной плазмы столкнется с ее геомагнитным полем. Одинаковые заряды отталкиваются, противоположные ? притягиваются, и если сгусток ориентирован так же, как магнитное поле Земли, то плазма будет отброшена. А если в противоположную сторону ? наоборот, устремится в атмосферу через полюса планеты, вызывая геомагнитную бурю. Впрочем, вернемся от физики к истории.

Кэррингтон и его вспышки

В конце лета 1859 г., когда Солнце было в максимуме, большое внимание астрономов привлекало особенно плотное скопление пятен. 28 августа вечернее небо украсили ярчайшие полярные сияния, видимые куда дальше от полюсов, чем обычно. Телеграфисты отметили странные неполадки в работе связи. Телеграфные аппараты искрили, а на некоторых станциях даже случились пожары. Но ни астрономы, не тем более телеграфисты, конечно, в то время еще никак не могли связать происходящее с корональным выбросом массы ? СМЕ. Вызванный мощной вспышкой на Солнце, он привел к сильной геомагнитной буре на Земле ? и, по закону электромагнитной индукции, колебание внешнего магнитного поля породило электрический ток в контурах аппаратов телеграфной связи.

30 августа ту же группу пятен стал наблюдать британский астроном Ричард Кэррингтон, который заметил над ними два обширных участка исключительно яркого и белого света. А буря на Земле лишь усилилась: полярные сияния можно было видеть далеко у экватора ? на Кубе и Гавайях. По некоторым сообщениям, они были настолько яркими, что в районе американских Скалистых гор птицы начинали чирикать, а местные жители проснулись и принялись готовить завтрак, сочтя, что пришло утро.

Два пятна на Солнце, появившиеся 19-20 февраля 2013 года