Физические теории о конце Вселенной

Физические теории о конце Вселенной

С развитием науки, дискуссии о конце света не только не закончились, но и разгорелись с новой силой. Физики не перестают обсуждать всевозможные сценарии конца Вселенной: ждет ли нас Большое Сжатие, тепловая смерть, остановка времени, или же конца вообще не будет?

grand_universe_by_antifan_real

Несмотря на гигантский запас накопленных знаний о Вселенной, ученые до сих пор в ней мало что понимают. Подобно человеку, желающему знать, сколько времени ему отпущено на Земле, наука не перестает интересоваться, когда и каким образом наступит конец света, конец Вселенной.

В настоящее время существует множество физических теорий о конце Вселенной. Мы решили представить лишь некоторые из них.

Большое Сжатие

Большинство астрофизиков сходятся на том, что наша Вселенная родилась в результате Большого Взрыва. До этого вся материя была сосредоточена в единой сингулярности, точки с бесконечной плотностью посреди великого Ничто. Что именно послужило причиной Большого Взрыва, наука ответить пока не в состоянии.

Большое Сжатие (или Большой Хлопок), как можно догадаться из названия, представляет  из себя полную противоположность Большому Взрыву. Согласно этой теории, разлетающаяся во все стороны материя, в конце концов, из-за сил гравитации должна замедлить свое движение, остановиться, а затем начать сжиматься.

Процесс сжатия будет продолжаться до тех пор, пока вся Вселенная – планеты, звезды, галактики, черные дыры, частицы – не соединятся вновь воедино в бесконечно плотную точку, и все вернется на круги своя.

У многих физиков, однако, эта теория вызывает скепсис, поскольку, как было установлено сравнительно недавно, Вселенная продолжает расширяться, причем постоянно ускоряясь, так что о замедлении материи пока не может идти и речи.

Тепловая смерть Вселенной

Теория тепловой смерти – полная противоположность Большому Сжатию. Согласно ей, сил притяжения недостаточно, чтобы остановить разлет материи, поэтому Вселенная будет продолжать экспоненциально расширяться, расстояние между галактиками будет увеличиваться.

Согласно законам термодинамики, в любой замкнутой системе энтропия возрастает, тепло распределяется равномерно. Если экстраполировать этот принцип на Вселенную, можно прийти к выводу, что вся материя, в конце концов, должна равномерно распределиться в пространстве в виде холодного темного тумана из элементарных частиц.

Все звезды, в конечном итоге, погаснут, одна за другой, и энергии, чтобы зажечь новые, взять будет уже неоткуда. Все что останется от Вселенной – это материя в состоянии теплового равновесия из элементарных частиц, движущихся по случайным траекториям.

Конец времени

Если и есть на свете что-то неизменное, так это, конечно, время. Есть ли Вселенная или нет ее, время будет продолжать идти вперед. А иначе, как различить одно мгновение от другого?

Но что произойдет, если время вдруг застынет? Одно мгновение перестанет отличаться от следующего. Останется лишь один единственный миг – отныне и навсегда. Предположим, что мы живем во Вселенной, чье существование длится бесконечно долго. Если это так, значит, все что может когда-нибудь произойти, рано или поздно произойдет со 100-процентной вероятностью.

Примерно то же самое случится, если кто-то из нас будет жить вечно. Все, что может произойти в его жизни, рано или поздно произойдет. Например, если можно стать пожизненным инвалидом, вечный человек рано или поздно им станет. Поскольку такое противоречит многим вычислениям (например, касательно темной материи), ученым пришлось выдвинуть теорию, что само время не бесконечно, и рано или поздно, оно должно остановиться. Если такое вдруг произойдет, никто из нас этого не заметит. Мир застынет в одном мгновении, и мы застынем вместе с ним, прекратятся наши мысленные процессы.

Остановившееся время будет «длиться» вечно, обеспечив каждому из нас псевдобесконечную жизнь, которую мы не сможем прожить, застыв в одном мгновении как мухи в янтаре.

Временной барьер

Если попытаться просчитать вероятности в Мультивселенной (мир, состоящий из бесчисленного числа вселенных), мы наткнемся на ту же проблему, что и у Вселенной с бесконечно долгим временем существования: все что может произойти, рано или поздно произойдет.

Чтобы обойти эту проблему, ученые решили рассчитать вероятности для Мультивселенной, имеющей определенные временные границы. Но такая модель может функционировать лишь в случае, если такие границы существуют на самом деле, и ничто не может распространяться за ее пределы.

А если это так, то согласно физическим законам, Вселенная в течение ближайших 3,7 миллиардов лет перешагнет временной барьер и прекратит свое существование.

Конец света отменяется!

По одной из теорий Мультивселенной, вселенные могут постоянно порождаться, а затем вновь уничтожаться, причем по самым различным сценариям, включая Большое Сжатие, тепловую смерть и т. д.

Но это не имеет особого значения: наша Вселенная лишь один из бесчисленного количества миров. Уничтожение одного из них не означает конца света; постоянно будут рождаться свежие, причем, согласно расчетам, количество новых вселенных будет превышать число погибших, так что конца света не будет.

По крайней мере, в теории.