Эксперты о квантовых компьютерах
13 октября

Американские ученые пришли к выводу, что фталаты — синтетические вещества, используемые при производстве игрушек, духов, косметики, одежды и многих пластиковых предметах, могут быть причиной около 100 тысяч смертей каждый год. И это только в США.

Вещества, содержащиеся в игрушках, косметике и духах, назвали возможной причиной преждевременной смерти / ©Getty images

Фталаты используют при производстве огромного ассортимента товаров повседневного спроса — от игрушек, косметики и духов до пластиковых контейнеров. Ученые и раньше знали о вредном воздействии фталатов на организм, но не всегда удавалось точно оценить масштабы. Специалисты из Нью-Йоркского университета провели репрезентативное когортное исследование с участием 5303 взрослых человек.

Все они участвовали в Национальном обследовании здоровья и питания США в период с 2001 по 2010 год и предоставляли образцы мочи для измерения метаболитов фталата. Кроме этого, ученые анализировали смертность испытуемых по разным причинам.

Выяснилось, что повышенная концентрация в организме фталатов коррелировала с преждевременной смертностью, особенно от сердечно-сосудистых заболеваний. Ученые, правда, подчеркивают, что наличие корреляции, как водится, не означает причинно-следственную связь, так как неясны конкретные биологические механизмы такого эффекта. Исследователям, впрочем, известно, что фталаты воздействуют на эндокринную систему человека и выработку гормонов.

Среди прочего ученые подсчитали, что фталаты могут стать причиной от 91 до 107 тысяч случаев преждевременной смерти. А экономический ущерб от этого авторы, опубликовавшие свои выводы в журнале Environmental Pollution, оценили в 40-47 миллиардов долларов ежегодно — в четыре раза больше, чем предполагалось ранее.

Бивни есть только у млекопитающих. Тем более интересно выяснить, когда и у кого они появились впервые. Ученые из США, которые занялись этим вопросом, пришли к выводу, что бивни возникли еще до появления самих млекопитающих.

Социологи и политологи из НИУ ВШЭ выяснили, какие ценностные модели и в каких случаях обеспечивают большую поддержку гражданами действий властей по борьбе с пандемией коронавируса.

Егор Быковский

Амстердамский суд сегодня постановил передать «скифское золото» Украине. Однако директор Центрального музея Тавриды утверждает, что есть надежда вернуть его в Крым.

25 октября