28.05.2019

Ученые нашли новые нервные клетки у стариков с Альцгеймером

Новые исследования показали, что рост и созревание нейронов продолжаются не только в зрелом возрасте, но и в пожилом — даже на фоне нейродегенеративных процессов в мозге.

alive-inside-a-story-of-music-and-memory

Изучение посмертных образцов мозга пожилых людей обнаружило новые нервные клетки даже у тех из них, кто достиг 99-летнего возраста и страдал от нейродегенеративных заболеваний вроде болезни Альцгеймера. Об этом Орли Лазаров (Orly Lazarov) и ее коллеги из Иллинойского университета в Чикаго пишут в статье, опубликованной в журнале Cell Stem Cell.

Поговорка «нервные клетки не восстанавливаются» опирается на представления о том, что мозг заканчивает расти в юношестве и, в отличие от прочих органов нашего тела, не способен выращивать новые клетки взамен старых. Исследования последних лет опровергли эти представления, продемонстрировав, что нейрогенез продолжается и во взрослом мозге. Более того, существуют свидетельства того, что он происходит даже у пожилых людей, пусть и в весьма скромных масштабах.

Впрочем, масштабы нейрогенеза в глубокой старости могут быть недооценены. В ходе своей новой работы американские медики обнаружили достаточно много и нервных стволовых клеток, и молодых растущих нейронов в гиппокампе у людей крайне преклонного возраста, в том числе у тех, кому был поставлен страшный диагноз — «болезнь Альцгеймера». Гиппокамп — ключевая структура в работе эмоций и памяти, у таких больных он также может быть глубоко поражен. Однако чем больше молодых клеток обнаруживалось в образцах тканей мозга, тем больше баллов эти люди набирали в тестах на когнитивные функции.

Орли Лазаров и ее соавторы брали пробы тканей post mortem у людей в возрасте до 79 до 99 лет. Образцы окрашивались так, чтобы выделить молодые нейроны и стволовые клетки. Разумеется, в столь солидном возрасте их остается далеко не так много, как в молодости, тем не менее ученым удалось насчитать в среднем около 2000 стволовых клеток и около 150 тысяч молодых нейронов на мозг; у больных Альцгеймером это число было ниже.

«Тот факт, что мы обнаружили и стволовые нервные клетки, и новые нейроны в гиппокампе пожилых, означает, что нужно лишь найти способ усилить уже происходящий нейрогенез, — говорит Орли Лазаров. — Используя, например, малую сигнальную молекулу, можно было бы замедлить или вовсе остановить падение когнитивных способностей в старости, особенно в начале этого процесса, когда любое вмешательство более эффективно».