Закрыть10

Рост новых нейронов в мозге может продолжаться до глубокой старости

Нейрофизиологи зарегистрировали развитие новых нервных клеток гиппокампа даже после 90-летнего возраста.

26 мар Руслан Зораб Комментариев: 0

Вопрос о том, «восстанавливаются ли нервные клетки» — точнее говоря, о способности взрослого мозга образовывать новые нейроны, — можно назвать одним из самых знаменитых в современной науке. Работы последних лет показывают, что в некоторых участках мозга нервные клетки действительно могут появляться и в зрелом возрасте. Речь идет прежде всего о гиппокампе, играющем ключевую роль в интеграции сенсорного опыта, работе эмоций и памяти.

Авторы новой статьи, опубликованной в журнале Nature Medicine, обнаружили новые клетки в гиппокампе даже у людей преклонного возраста. Судя по всему, их рост в здоровом мозге может продолжаться и в глубокой старости, если только ему не помешает болезнь Альцгеймера или иные нейродегенеративные процессы. Ученые считают, что прежде надежно обнаружить это не удавалось из-за различных несовершенств в методах поиска.

Мария Ллоренс-Мартин (María Llorens-Martín) и ее коллеги из Мадридского автономного университета культивировали «в пробирке» образцы здоровой нервной ткани гиппокампа, полученной от тринадцати умерших доноров в возрасте от 43 до 87 лет. Молодые нейроны образовывались даже в самых «старых» образцах, хотя скорость их роста явно падала с возрастом. В тканях мозга 40 и 70 лет ученые насчитали по 40 тысяч и 30 тысяч таких клеток на кубический миллиметр соответственно.

Образец ткани гиппокампа здорового мозга, умершего в 68 лет; еще не созревшие окончательно нейроны связаны с красными флуоресцирующими метками / ©CSIC, Nature

Завершив работу с образцами здорового мозга, авторы обратились к тканям, полученным у пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, — 52 человека в возрасте от 52 до 97 лет. Как ни удивительно, молодые нейроны удалось заметить даже у самого старшего из них. С другой стороны, темпы появления новых клеток у таких людей все равно оставались ниже, и даже на ранних стадиях болезни они составили от половины до 2/3 от уровня, характерного для здорового мозга.

Медицина