Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
18 ноября
Александра Медведева

Ученые выяснили, какие участки мозга наиболее уязвимы для болезни Альцгеймера

4.5

Оказалось, причина того, что одни области мозга сильнее, чем другие, разрушаются при болезни Альцгеймера, кроется в гене APOE. Наиболее сильно он экспрессируется в височных долях мозга, именно поэтому они первыми повреждаются при этом заболевании, а самым ранним симптомом становится нарушение памяти. Однако исследование может помочь объяснить и редкие симптомы, наблюдающиеся при атипичной болезни Альцгеймера.

© Wikimedia Commons

Ученые из Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США) выяснили, почему некоторые участки мозга особенно уязвимы для болезни Альцгеймера. Выяснилось, что ген APOE — один из генетических факторов риска этого заболевания — наиболее активен в самых поврежденных областях мозга. Результаты исследования, которое опубликовано в журнале Science Translational Medicine, также объясняют, почему симптомы болезни Альцгеймера иногда сильно различаются у разных пациентов.

Зачастую потеря памяти становится первым признаком болезни Альцгеймера, а за ней, как правило, следуют спутанность сознания и когнитивные нарушения. Эти симптомы отражают типичную картину прогрессирующего повреждения тканей головного мозга. Токсичные скопления белков сначала концентрируются в височных долях — области, ответственной за память, — а затем распространяются на те части мозга, которые важны для мышления и планирования.

Главный виновник болезни Альцгеймера — белок бета-амилоид, образующий амилоидные бляшки в тканях мозга. Позже начинается формирование других скоплений аномальных белков — нейрофибриллярных клубков тау-белка. Вскоре после этого ткани в пораженных участках отмирают.

Существуют и некоторые редкие, атипичные формы болезни Альцгеймера, при которых сначала возникают проблемы с речью и зрением, а не с памятью. Пациентов с атипичной болезнью Альцгеймера часто исключают из исследований, так как проще изучать группу с одинаковым набором симптомов. Однако эта неоднородность говорит о том, что ученые до сих пор не до конца понимают, как и почему развивается болезнь Альцгеймера.

Авторы новой работы анализировали данные 350 человек, принявших добровольное участие в исследованиях памяти и старения. Они прошли сканирование мозга, чтобы ученые могли определить количество и расположение амилоидных бляшек и тау-клубков в мозге. Исследователи сравнивали паттерны белковых скоплений и повреждения тканей у добровольцев с паттернами экспрессии гена АРОЕ и других генов, связанных с болезнью Альцгеймера.

Оказалось, высокая экспрессия гена АРОЕ связана с повышенным накоплением тау-клубков и повреждением тканей. Другие гены, связанные с болезнью Альцгеймера, демонстрировали аналогичные закономерности. Все они экспрессировались в основном в височных долях. Таким образом, в этих областях есть что-то принципиально отличное, что делает их уязвимыми для повреждения мозга. И эта особенность, по мнению ученых, вероятно, зависит от генетики человека.

Ген АРОЕ есть у всех людей, однако у обладателей одного из его вариантов риск развития болезни Альцгеймера в 12 раз выше, чем среднее значение. Теперь исследователи планируют изучить пациентов с атипичной формой болезни Альцгеймера и посмотреть, в каких отделах мозга у них повышена экспрессия АРОЕ и какие варианты этого гена они несут.