07.12.2021
8 379

Прием виагры связали с пониженным риском болезни Альцгеймера

4.6

Скрининг данных более чем семи миллионов пациентов указал, что использование препарата от эректильной дисфункции может снижать риск развития болезни Альцгеймера почти на 70 процентов.

©www.quotecatalog.com

Одно из самых популярных средств от эректильной дисфункции — силденафил, действующее вещество виагры и некоторых других медицинских препаратов. В 2020 году ученые показали, что силденафил имеет неожиданный побочный эффект, активируя протеасомы — клеточные «фабрики по утилизации» ненужных или дефектных белков. Это может снижать накопление белковых бляшек, характерного для болезни Альцгеймера и других форм деменции.

К такому же выводу пришли авторы нового масштабного исследования, результаты которого опубликованы в журнале Nature Aging. Сама виагра не была главным объектом работы. Команда медиков во главе с Фэйсюн Чэном (Feixong Cheng) из Кливлендской клиники провела широкий скрининг, охватив более 1600 уже применяющихся медицинских препаратов в поисках потенциальных средств для лечения болезни Альцгеймера. Для этого они воспользовались анонимизированными медицинскими картами более чем семи миллионов пациентов.

Виагра продемонстрировала самую сильную корреляцию: у людей, принимавших этот препарат, риск развития болезни Альцгеймера был на 69 процентов ниже, чем у тех, кто им не пользовался. Результаты подтвердили и простые эксперименты с культурами клеток: в присутствии силденафила нейроны росли быстрее, а характерные для нейродегенерации процессы в них шли, наоборот, медленнее. Однако спешить с профилактическим приемом виагры ради защиты от болезни Альцгеймера не стоит.

Исследования показывают, что действующее вещество виагры, видимо, влияет на метаболические пути, ведущие к накоплению тау-белков и амилоидных бляшек. Но при этом мы мало знаем о других эффектах, которые может вызвать регулярный прием силденафила на протяжении долгих лет. Кроме того, корреляция еще не означает прямой причинно-следственной связи. Развитие болезни Альцгеймера ведет к заметному ослаблению сексуального влечения, поэтому пациенты на ранних этапах заболевания могут сами по себе реже прибегать к виагре, просто не нуждаясь в усилении эрекции. На корреляцию могут влиять и другие аспекты образа жизни.