26.10.2021
Мария Осетрова
20 002

Незаменимые аминокислоты замедлили наступление деменции

4.9

Исследование на мышах показало, что дефицит белка в пожилом возрасте ускоряет развитие старческого слабоумия, а пищевая добавка из семи незаменимых аминокислот, напротив, замедляет.

© Philipp Ramseier / flickr
© Philipp Ramseier / flickr / Автор: Андрей Чернов

По оценкам ВОЗ, ежегодно более чем у 10 миллионов человек в мире развивается деменция — состояние, которое характеризуется утратой когнитивных функций. Оно может возникать как в результате естественного старения мозга, так и после перенесенных заболеваний или травм — например, из-за болезни Альцгеймера или перенесенного инсульта.

Недавние исследования в области эпидемиологии питания предполагают, что один из факторов развития старческого слабоумия — недостаточное потребление белка в пожилом возрасте. Снижение доли мяса в рационе может быть связано с общим ослаблением аппетита, нарушениями глотания, потерей мышечной силы, необходимой для пережевывания мяса, проблемами с зубами.

Группа исследователей из Японии подтвердила эту гипотезу на мышиной модели болезни Альцгеймера: было показано, что недостаточное потребление белка ведет к ускоренной нейродегенерации. Предотвратить этот эффект помогла добавка из семи незаменимых аминокислот — составных частей белков, которые организм не может синтезировать самостоятельно.

Интересно, что применение смеси аминокислот предотвратило гибель нейронов, но не повлияло на скопления тау-белка, которые находят в мозге при болезни Альцгеймера. Большинство методов лечения направлены именно на них, тогда как результаты новой работы предлагают способ отсрочить атрофию мозга без прямого воздействия на тау-белок.

Далее ученые проанализировали изменения в активности генов, которые происходят при сниженном потреблении белка и приеме смеси аминокислот. Оказалось, незаменимые аминокислоты тормозят процессы воспаления в головном мозге, а также препятствуют попаданию в мозг кинуренина — индуктора воспаления. Кроме того, аминокислоты предотвращали гибель нейронов и улучшали нейронные связи.

Хотя исследование проводили на мышах, авторы статьи предполагают, что потребление аминокислот может препятствовать развитию деменции и у людей.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Science Advances.