14.12.2022
1 123

РНК-вакцина против рака успешно проходит клинические испытания

5.8

Компания Moderna озвучила предварительные результаты второй фазы клинических испытаний РНК-вакцины против меланомы. Исследование с полутора сотнями больных добровольцев показывает, что новый препарат повышает шансы на излечение агрессивного рака кожи почти на 50 процентов.

©UAB / Автор: Visellia Orfius

Вакцины на основе матричной РНК (мРНК) возбудителя болезни — сравнительно новая технология. Первые ее громкие успехи связаны с появлением препаратов от Covid-19, после чего началась работа и над средствами от других заболеваний, включая, например, малярию. Теперь один из ведущих создателей таких лекарств, компания Moderna, объявил предварительные результаты второй фазы клинических испытаний персонализированной РНК-вакцины от меланомы — рака кожи, одного из самых опасных онкологических заболеваний.

Такие препараты состоят из фрагментов мРНК, помещенных в липидную оболочку, которая облегчает ее доставку в организм. мРНК позволяет клеткам создавать копии целевых белков возбудителя. На основе этих молекул происходит «обучение» иммунитета распознавать и нейтрализовать их, в то время как исходные мРНК разрушаются. В случае с вакциной от Covid-19 мРНК несут информацию для синтеза шиповидного белка вируса.

Экспериментальную вакцину от рака mRNA-4157/V940 готовят индивидуально для каждого пациента, с использованием образцов его меланомы. Из них выделяются до 34 специфических маркеров, характерных для опухолевых клеток. Для них получают соответствующие мРНК, которые и помещают в липидные оболочки.

Препарат находится на второй фазе клинических испытаний, в которой участвуют 157 пациентов с раком кожи на поздней стадии. После хирургического удаления опухоли случайно выбранная часть участников проходила обычную иммунотерапию с использованием пембролизумаба (производится компанией Merck под торговым названием KEYTRUDA). Вторая часть больных, помимо такого лечения, получала еще и новую РНК-вакцину. Итоговая цель исследования — проследить срок, в течение которого болезнь останется в ремиссии или же наступит гибель.

Испытания еще продолжаются, их окончательные результаты пока не известны. Однако предварительные данные, озвученные Moderna, внушают оптимизм: по данным компании, риск возвращения меланомы или смерти у пациентов, получивших вакцину, снижается на 44 процента. Окончательные выводы и подробный отчет ожидаются в 2023 году, тогда же компания планирует перейти к третьей фазе клинических испытаний. Аналогичную работу ведут другие создатели РНК-вакцин: в частности, компания BioNTech также находится на второй фазе испытаний своего экспериментального препарата против меланомы BNT111.