27.12.2019
София Жаботинская

Протонная терапия дает гораздо меньше побочных эффектов, чем традиционная лучевая терапия рака

Облучение раковых опухолей протонами при аналогичной эффективности гораздо меньше вредит пациентам, чем фотонная терапия.

Протонная терапия — лечение будущего
Протонная терапия — лечение будущего / © Penn Medicine

Протонная терапия — эффективная разновидность терапии раковых опухолей. Как следует из названия, в ней для облучения больных тканей используются протоны. Благодаря сравнительно большой массе этих частиц их поперечное рассеяние в ткани невелико, как и разброс длин пробегов. Благодаря этому пучок можно сфокусировать на опухоль, минимально повреждая соседние ткани.

Исследование, проведенное учеными из Медицинской школы Перельмана в Пенсильванском университете, показало, что протонная терапия примерно на две трети снижает риск развития побочных эффектов по сравнению с фотонной лучевой терапией. При этом показатели излечения у пациентов, которые получали один из двух типов лечения, практически идентичны. Статья об этом опубликована в издании JAMA Oncology.

В своей работе медики исследовали такие побочные эффекты, как боль, затрудненное глотание, тошноту, диарею. Внимание уделяли так называемым эффектам третьей степени, которые могли послужить основанием для оказания медицинской помощи. В ходе исследования были проанализированы данные по 1483 пациентам, проходивших лучевую терапию в комплексе с химиотерапией. 391 пациента лечили протонной терапией, 1092 — фотонной. Все больные имели неметастатическую форму рака: в исследование были включены пациенты с раком мозга, головы, шеи, легких, желудочно-кишечного тракта и половых органов.

В течение 90 дней комбинированного лечения побочные эффекты третьего или более высоких уровней в группе протонной терапии испытывали лишь 11,5% пациентов, тогда как в группе фотонной терапии — 27,6%. Взвешенный анализ обеих групп пациентов, проведенный с учетом сторонних факторов, показал, что относительное количество токсических эффектов у первой группы было на две трети меньше, чем у второй. «Наш клинический опыт подтверждал, что протонная терапия может иметь такое преимущество, но даже мы не ожидали, что эффект будет столь значительным», — констатирует ведущий автор исследования, доктор медицинских наук Джеймс Мец.

Исследователи отмечают, что общая и безрецидивная выживаемость в обеих группах статистически не отличались. Это свидетельствует о том, что сниженная токсичность протонной терапии не влечет за собой снижение эффективности лечения. Результаты исследования позволяют рассматривать протонную терапию как метод проведения усиленной системной терапии с более высокими дозами облучения.