Протонная терапия дает гораздо меньше побочных эффектов, чем традиционная лучевая терапия рака — Naked Science
27.12.2019

Облучение раковых опухолей протонами при аналогичной эффективности гораздо меньше вредит пациентам, чем фотонная терапия.

Протонная терапия — лечение будущего
Протонная терапия — лечение будущего / © Penn Medicine

Протонная терапия — эффективная разновидность терапии раковых опухолей. Как следует из названия, в ней для облучения больных тканей используются протоны. Благодаря сравнительно большой массе этих частиц их поперечное рассеяние в ткани невелико, как и разброс длин пробегов. Благодаря этому пучок можно сфокусировать на опухоль, минимально повреждая соседние ткани.

Исследование, проведенное учеными из Медицинской школы Перельмана в Пенсильванском университете, показало, что протонная терапия примерно на две трети снижает риск развития побочных эффектов по сравнению с фотонной лучевой терапией. При этом показатели излечения у пациентов, которые получали один из двух типов лечения, практически идентичны. Статья об этом опубликована в издании JAMA Oncology.

В своей работе медики исследовали такие побочные эффекты, как боль, затрудненное глотание, тошноту, диарею. Внимание уделяли так называемым эффектам третьей степени, которые могли послужить основанием для оказания медицинской помощи. В ходе исследования были проанализированы данные по 1483 пациентам, проходивших лучевую терапию в комплексе с химиотерапией. 391 пациента лечили протонной терапией, 1092 — фотонной. Все больные имели неметастатическую форму рака: в исследование были включены пациенты с раком мозга, головы, шеи, легких, желудочно-кишечного тракта и половых органов.

В течение 90 дней комбинированного лечения побочные эффекты третьего или более высоких уровней в группе протонной терапии испытывали лишь 11,5% пациентов, тогда как в группе фотонной терапии — 27,6%. Взвешенный анализ обеих групп пациентов, проведенный с учетом сторонних факторов, показал, что относительное количество токсических эффектов у первой группы было на две трети меньше, чем у второй. «Наш клинический опыт подтверждал, что протонная терапия может иметь такое преимущество, но даже мы не ожидали, что эффект будет столь значительным», — констатирует ведущий автор исследования, доктор медицинских наук Джеймс Мец.

Исследователи отмечают, что общая и безрецидивная выживаемость в обеих группах статистически не отличались. Это свидетельствует о том, что сниженная токсичность протонной терапии не влечет за собой снижение эффективности лечения. Результаты исследования позволяют рассматривать протонную терапию как метод проведения усиленной системной терапии с более высокими дозами облучения.