• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
24.04.2021, 13:16
Мария Азарова
51,3 тыс

Подтверждена обратная связь между жирными кислотами омега-3 и риском преждевременной смерти

❋ 5.6

Американские ученые показали обратную связь всех конечных точек смертности с содержанием омега-3-полиненасыщенных жирных кислот. Согласно их выводам, более высокие уровни некоторых основных ПНЖК в тканях и крови могут снижать вероятность смерти от всех причин в среднем на 13% и в итоге замедлять процесс старения.

Омега-3 и рыба
Омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты входят в состав клеточных мембран и кровеносных сосудов, не синтезируются в нужных количествах в организме человека и являются одним из необходимых компонентов полноценного здорового питания. Основной источник в пище — рыба / © Wikimedia Commons / Автор: Павел Сорокин

Омега-3-полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) давно стали предметом пристального внимания ученых. В 1970-х у гренландских эскимосов обнаружили обратную связь между уровнем этих жирных кислот и риском острого инфаркта миокарда. Под ПНЖК чаще всего подразумевают альфа-линоленовую кислоту растительного происхождения, а также эйкозапентаеновую, докозапентаеновую и докозагексаеновую. Омега-3 содержатся в клеточных мембранах и кровеносных сосудах, но не синтезируются в необходимых количествах нашим организмом, оставаясь одним из важнейших компонентов полноценного здорового питания. Проще всего получать их из пищи — морской рыбы и морепродуктов, льняного, рыжикового и горчичного масел, чиа, шпината и морских водорослей.

Как отмечают ученые, эффективность омега-3 для снижения риска сердечно-сосудистых заболеваний некоторое время оставалось спорным (примеры таких работ: 1, 2), поскольку результаты различных исследований были противоречивыми. Тем не менее проведенный пару лет назад метаанализ показал в этом плане значительное падение вероятности инфаркта миокарда и ишемической болезни сердца.  

Однако взаимосвязь между содержанием омега-3-полиненасыщенных жирных кислот в крови и риском смерти от всех причин до сих пор не изучали: единственный метаанализ, показывающий положительную корреляцию, базировался на самооценке потребления рыбы, то есть не может считаться объективным. По словам авторов нового исследования — сотрудников Медицинской школы Сэнфорда при Университете Южной Дакоты и Исследовательского института жирных кислот (США), — надежным показателем потребления ПНЖК остается их уровень в эритроцитах. Следовательно, четкое представление можно получить, изучив биомаркеры. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Авторы объединили индивидуальные анализы 17 проспективных когортных исследований Консорциума исследований жирных кислот и проанализировали связь со смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний, рака и других причин. «Объединенные анализы включали измерения циркулирующих омега-3-полиненасыщенных жирных кислот у 42 466 человек, 15 720 (37%) из которых умерли во время наблюдения (в среднем 16 лет). Изначально средний возраст участников составлял 65 лет, 55% были женщинами, 87% принадлежали белой расе. <…> Примерно 30% смертей были связаны с сердечно-сосудистыми заболеваниями, 30% — с раком, а остальные 39% — со всеми другими причинами», — рассказали ученые.

Сравнивая медианы первой и пятой частей выборки (квинтили; то есть примерно 90-й и 10-й перцентиль), ученые выяснили, что более высокие уровни эйкозапентаеновой (EPA), докозапентаеновой (DPA), докозагексаеновой (DHA) кислот (а также EPA + DHA) связаны со снижением риска общей смертности на 9-13%. «В анализе по квинтилям значимые тенденции наблюдались для EPA, DPA, DHA и EPA + DHA (все < 0,01). В сравнении верхнего и нижнего квинтилей каждая из жирных кислот на 15-18% снижала риск смерти», — уточнили авторы работы.

В целом вероятность умереть от болезней сердечно-сосудистой системы падала на 15%, от рака — на 11%, от других причин, вместе взятых, — на 13%. Напротив, для растительной α-линоленовой кислотой такой достоверной связи не выявили (риск понижался всего на 1%).

Все результаты скорректировали по нескольким индивидуальным и медицинским факторам: возраст, пол, вес, кровяное давление, наличие вредных привычек, сахарного диабета и так далее. «Ассоциации омега-3 с общей смертностью оставались сходными, без существенных различий после учета нескольких испытаний. Общие результаты не изменились ни при исключении участников, принимавших рыбий жир, ни в когортном анализе», — сказали ученые.

Подытоживая вышесказанное: всесторонний анализ исследований омега-3 показал, что длинноцепочечные эйкозапентаеновая, докозапентаеновая и докозагексаеновая кислоты, содержащиеся в рыбе и морепродуктах, действительно тесно связаны со снижением риска смертности от всех причин, в отличие от растительной α-линоленовой кислоты.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
12 августа, 14:39
Илья Гриднев

Эксперимент физиков из ЦЕРН позволил рассмотреть поведение глюонов внутри атомных ядер с беспрецедентной точностью. При сверхвысоких плотностях эти элементарные частицы переставали размножаться и начинали объединяться. Это помогло найти подтверждение теории «глюонного насыщения», а не принятого «ядерного затенения» для определенного диапазона сверхвысоких энергий.

10 августа, 11:42
Илья Гриднев

Британские экологи выяснили, что большинство людей не догадываются о вреде солнцезащитных кремов для Мирового океана. Обзор научной литературы и локальный уличный опрос наглядно продемонстрировали разрыв между реальными экологическими угрозами и повседневными привычками покупателей.

12 августа, 11:32
Игорь Байдов

Две международные группы антропологов изучили кости денисовцев, поднятые со дна у берегов Тайваня, и по ним смогли оценить рост этих древних людей, а также восстановить особенности их среды обитания и состав рациона. Раньше представления о денисовцах в значительной степени основывались на древней ДНК и небольшом числе ископаемых останков. Новые сведения заметно расширили эти знания: теперь ученые получили возможность больше узнать об их анатомии и образе жизни.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

10 августа, 11:42
Илья Гриднев

Британские экологи выяснили, что большинство людей не догадываются о вреде солнцезащитных кремов для Мирового океана. Обзор научной литературы и локальный уличный опрос наглядно продемонстрировали разрыв между реальными экологическими угрозами и повседневными привычками покупателей.

9 августа, 10:53
Редакция Naked Science

Американское Министерство войны продолжает публиковать документы и видеозаписи о наблюдении неопознанных летающих объектов. Как и ранее, происхождение объектов из наблюдений неясно, но достаточно очевидно, что как минимум часть из них не относятся к известным сегодняшней науке природным феноменам.

31 июля, 14:12
Андрей Серегин

Долгое время считалось, что до прихода европейцев тропические леса Амазонии были заселены сравнительно плохо. Однако выяснилось, что плотная растительность скрывает большинство следов древних обществ. С помощью воздушного лазерного сканирования ученые обнаружили сотни неизвестных земляных сооружений и предположили, что около двух тысяч лет назад население юго-западной части Амазонии могло достигать трех миллионов человек.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

19 июля, 20:09
Александр Березин

Очереди на заправках стали привычным явлением в России, а на фоне информационного вакуума от властей о конкретных показателях производства бензина в июне население вынуждено ориентироваться на слухи. Все это выглядит довольно странно, но есть нюанс: скорее всего, кризис уже начинает выдыхаться. Как именно мы это выяснили?

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий