27.10.2020

Найдены иммунные клетки, способные обратить деменцию вспять

Американские ученые обнаружили новый подтип палочкоядерных (незрелых) нейтрофилов среди иммунных клеток млекопитающих. В лабораторных условиях они показали способность останавливать отмирание нейронных клеток и даже восстанавливать связи между ними.

Образцы крови
©Pixabay

Команда ученых из Университета Мичигана и Государственного университета штата Огайо под руководством Бенджамина Сегала (Benjamin Segal) провела многообещающее исследование. Результаты этой работы были опубликованы в рецензируемом журнале Nature Immunology в понедельник, 26 октября. Статья описывает открытие нового подтипа иммунных клеток и изучение их свойств как «в пробирке» (in vitro), так и в организмах мышей (in vivo).

Исследователи обнаружили, что эти клетки вырабатывают специфические факторы роста. На них активно реагируют нейроны, получившие серьезные повреждения. В результате активности свежеоткрытых нейтрофилов нервные волокна начинают восстанавливаться и расти вновь. Таким образом ткани центральной нервной системы не только снижают ущерб от полученных травм, но и могут компенсировать его.

Бенджамин Сегал (на переднем плане) с коллегами
Бенджамин Сегал (на переднем плане) с коллегами / ©The Ohio State Wexner Medical Center

Это открытие имеет многообещающие последствия, несмотря на очень раннюю стадию изучения любопытного подтипа нейтрофилов. Поняв механизмы работы таких необычных иммунных клеток, ученые могут попытаться сымитировать их работу. Например, создавая лекарства на основе специфических факторов роста нервных клеток. Потенциально эта научная работа может послужить новой вехой в долгой борьбе человечества с нейродегенеративными заболеваниями.

В лабораторных условиях открытые учеными нейтрофилы смогли восстановить зрительный нерв и спинной мозг. Успешные эксперименты на мышах выглядят многообещающе — в своей следующей работе исследователи планируют исследовать действие этих иммунных клеток на человеческих тканях.

Нейтрофил атакует бациллу Сибирской язвы
Нейтрофил атакует бациллу Сибирской язвы. Масштабная линейка в левом нижнем углу равна 5 микрометрам / ©Wikipedia | Volker Brinkmann

Несмотря на то что частота появления новых случаев деменции и ее распространенность падают, слабоумие по-прежнему остаются серьезной проблемой для человечества. Помимо очевидных неудобств, которые такой больной создает своим близким, он является довольно тяжелым бременем для системы здравоохранения. Снижение когнитивных функций может быть вызвано множеством разных причин. Наиболее распространенные из них — болезнь Альцгеймера, нарушение кровообращения мозга, черепно-мозговые травмы, алкоголизм и внутричерепные опухолевые процессы.

Но оптимизм ученых не ограничивается самыми «популярными» диагнозами. В своей работе они обращают внимание на перспективы лечения ранее безнадежных нейродегенеративных заболеваний. Среди них наиболее известны рассеянный склероз и боковой амиотрофический склероз. Ну а пока лекарство на основе наших собственных иммунных клеток не найдено, не забываем об одном из косвенных признаков начинающегося слабоумия — апатии.

В организмах млекопитающих гранулоциты являются самым распространенным классом иммунных клеток. Входящие в их число нейтрофилы первыми реагируют на воспалительные процессы. Они мигрируют в тканях к очагу заражения или повреждения и атакуют «непрошеного гостя» — бактерию, грибок либо паразита. После формирования в костном мозге часть нейтрофилов остаются незрелыми. Они превращаются из палочкоядерных в сегментоядерные (зрелые) в кровяном русле, органах или тканях тела. Многие из них получают свою специализацию уже «по месту дислокации».