Исследователи выявили белок, играющий ключевую роль в активации Т-клеток — Naked Science
10.12.2018

Исследователи выявили белок, играющий ключевую роль в активации Т-клеток

Ученые из Японии в своей работе определили, какой белок играет ключевую роль в активации Т-клеток. Это позволит разработать новые методы борьбы с онкологическими и аутоиммунными заболеваниями.

Когда бактерии или вирусы оказываются в организме, иммунитет человека распознает белки на их поверхности и активирует Т-клетки и лейкоциты, играющие определяющую роль в борьбе с инфекциями. При этом молекулярный комплекс, известный как центр организации микротрубочек (microtubule-organising centre, MTOC), перемещается в центр Т-клетки. Микротрубочки выполняют несколько важных функций, в том числе определяют форму и деление клетки, что делает их важными и в иммунной реакции.

Группа исследователей из Токийского технологического института под руководством Лим Вай Мина (Lim Wei Ming) и Юмы Ито (Yuma Ito) предоставили убедительные доказательства того, что главную роль в перемещении MTOC в активированные T-клетки играет молекула, известная как CLIP-170, — белок, связывающий микротрубочки. Результаты их работы опубликованы в журнале Scientific Reports.

Для этого ученые использовали визуализацию живых клеток. Этот метод позволил им наблюдать, как фосфорилирование CLIP-170 участвует в движении MTOC к центру контактируемой поверхности клетки. Результаты подтвердились и тогда, когда ученые использовали клетки с фосфорилированной формой белка вместе с клетками, в которых нарушена работа AMPK — молекулы, которая, в свою очередь, контролирует энергетический баланс клетки и активирует CLIP-170.

Выяснилось, что CLIP-170 необходим и для передвижения динеина — белка, который участвует в транспортации микротрубочек. Белок CLIP-170 закрепляет динеин в центре поверхности клетки, который затем стимулирует микротрубочки, перемещая MTOC в центр.

По словам исследователей, эти данные предоставляют новую информацию, связанную с белками микротрубочек и их динамикой. Результаты работы ценны еще и потому, что глубокое понимание активации Т-клеток при иммунной реакции позволит создать более безопасные способы раковой иммунотерапии. К примеру, недавно предложенный взгляд на биологию Т-клеток может открыть новые методы в борьбе с онкологическими и аутоиммунными заболеваниями.

Как сообщает Минздрав, обследование может продлиться несколько дней. Пока что каких-либо выводов медики не делают. Всего с начала января жертвами нового коронавируса 2019-nCoV стали 17 человек. Ранее случаи заражения им были официально зафиксированы в Японии, США, Южной Корее и Таиланде.