Фрикадельки могут разрушить противораковый эффект томатного соуса — Naked Science
София Жаботинская

Фрикадельки могут разрушить противораковый эффект томатного соуса

Богатая железом пища снижает всасывание важного антиканцерогена.

istock_000020274360_double-e1520614560722-1024x694

Ученые из Университета штата Огайо показали, что богатые железом продукты могут обнулять противораковый эффект некоторых веществ, которые содержатся в томатах, например, ликопина. Статья об этом опубликована в журнале Molecular Nutrition & Food Research.

Ликопин — красно-оранжевый пигмент, главный компонент, определяющий окраску томатов. Также в небольших количествах он содержится в грейпфрутах, арбузах и абрикосах. Установлено, что риск развития отдельных видов рака — простаты, желудка и легких — обратно пропорционален концентрации ликопина в крови человека.

В основе противораковых свойств ликопина лежит его антиоксидантная активность. Он способен нейтрализовать свободные радикалы, которые могут повреждать ДНК и вызывать развитие опухолей. Кроме того, отмечено прямое противоопухолевое действие ликопина: он эффективно подавляет пролиферацию многих раковых клеточных линий.

Ученые под руководством специалиста по нутрициологии Рейчел Копек проанализировали кровь и пищеварительные жидкости людей, которые употребляли пищу, содержавшую порядка 22 миллиграмм ликопина. Исследователи сравнили, как добавление некоторого количества железа (160 миллиграмм FeSO4) повлияет на уровень вещества в организме.

При этом у первой группы уровень ликопина в биологических жидкостях был заметно ниже. «Мы наблюдали почти двукратное снижение усвоения ликопина, когда люди потребляли железо во время приема пищи», — говорит Копек. По ее словам, такой эффект может наблюдаться каждый раз, когда люди едят томатный соус или пьют томатный сок одновременно с пищей, которая богата железом, например, с фрикадельками.

Пока что ученые не установили механизм, благодаря которому железо нарушает усвоение ликопина в организме. Возможно, этот элемент способствует окислению ликопина и его превращению в формы, не имеющие биологической активности. Также возможно, что железо способствует разделению эмульсии из ликопинов и жиров, наличие которых необходимо клеткам для нормального усвоения ликопина.

В дальнейшем ученые надеются подробнее рассмотреть, как ликопин взаимодействует с другими веществами, содержащимися в пище. Это поможет лучше понять его возможности в борьбе с раком.

«Питание может играть важную роль в профилактике заболеваний, но для нас важно собрать подробности о том, как именно то, что мы едим, способствует нашему здоровью, чтобы мы могли давать людям надежные, научно обоснованные рекомендации», — подытоживает Копек.

Ранее болгарские ученые разработали новый метод борьбы с раковыми клетками — терапевтическую гипертермию. Он заключается в нагревании раковых клеток посредством специальных наночастиц.

А в прошлом году ученые из Южной Кореи сообщили о создании эффективной вакцины от папилломавируса человека — основого триггера рака шейки матки.