10.12.2021
10 961

Экспериментальную РНК-вакцину от ВИЧ успешно испытали на животных

5.4

Вакцина от ВИЧ, созданная по той же технологии, что вакцина от Covid-19, хорошо показала себя в испытаниях на мышах и макаках.

©Avert.org

Ученые из американского Национального института аллергии и инфекционных заболеваний (NIAID) успешно опробовали новую РНК-вакцину от ВИЧ на животных. Получившие препарат макаки демонстрировали почти на 80 процентов меньший риск заражения, чем непривитые. Об этом Паоло Луссо (Paolo Lusso) и его коллеги пишут в статье, опубликованной в свежем номере журнала Nature Medicine.

Экспериментальная вакцина создана при участии специалистов компании Moderna и принципиально действует так же, как ее РНК-вакцина от нового коронавируса. Частицы вакцины доставляют в клетки организма молекулы матричной РНК, которые кодируют белок вируса. Клетки в месте укола «машинально» начинают его производить, вызывая реакцию иммунной системы. В случае вакцины ВИЧ используется два важных для этого вируса белка — Env и Gag.

Опыты на мышах показали, что пары инъекций препарата достаточно для появления у них нейтрализующих антител. Авторы отметили, что, в отличие от многих прошлых аналогичных разработок, их вакцина ведет к синтезу в организме Env-белка, практически не отличающегося от формы, в которой он существует в оболочке настоящего вируса. Это делает иммунную защиту более надежной. Далее ученые провели эксперименты на макаках.

Несколько групп животных получали первый укол, а затем, на протяжении года, серию «бустерных», которые содержали мРНК белков Env и Gag разных штаммов ВИЧ. По задумке исследователей, это должно было стимулировать иммунитет к выработке более «универсальных» антител. Атакуя самые консервативные, стабильные участки вируса, они способны защитить от широкого набора его разновидностей.

Серьезных побочных эффектов после укола не заметили. К 58-й неделе у всех вакцинированных животных появились антитела, которые «в пробирке» успешно нейтрализовали представителей 12 штаммов ВИЧ. Кроме того, у макак наблюдался мощный ответ со стороны Т-клеток, показывая, что те научились узнавать вирус для атаки.

Начиная с 60-й недели животных подвергали действию инфекции, еженедельно вводя модифицированный вирус иммунодефицита приматов и человека (Simian-Human Immunodeficiency Virus, SHIV). Самим ВИЧ приматы не заражаются, и для таких исследований был получен своего рода «гибрид» — между человеческим вирусом и его близким родственником (SIV), поражающим диких приматов.

После 13-й недели две из семи подопытных макак остались незараженными. У остальных заражение началось, но все же заметно позже, чем обычно происходит с непривитыми животными, — в среднем на восьмой неделе, а не на третьей. Это показывает, что иммунитет таких макак достаточно долго справлялся с атаками вируса и проиграл далеко не сразу.

По словам ученых, они планируют дополнительно доработать свою вакцину и снова проверить ее эффективность и безопасность. Если опыты опять будут такими успешными, можно переходить к клиническим испытаниям на добровольцах. Между тем в нескольких странах Африки с лета 2020 года идут клинические испытания другой вакцины против ВИЧ — HIVconsvX.