21.03.2023
Анна Новиковская
2 841

Белок, выделенный из тихоходок, сможет спасти жизни раненых людей

5.5

Тихоходки давно поражают воображение исследователей своими поразительными способностями к выживанию. Теперь белок, выделенный из этих животных, смог стабилизировать фактор свертываемости крови, необходимый для лечения тяжелых кровотечений.

Тихоходки выглядят жутковато, но таят в себе множество возможностей для медицины / © dijitalx.com / Автор: Наталья Федосеева

Фактор свертывания крови VIII — важное терапевтическое средство, используемое для лечения генетических заболеваний и случаев сильного кровотечения. Несмотря на эффективность, у этого средства есть серьезный недостаток: по своей природе фактор VIII нестабилен, так что хранить его можно только в точном температурном диапазоне, от двух до восьми градусов Цельсия.

Естественно, подобные условия хранения доступны не всегда: в слаборазвитых регионах, во время военных действий или при стихийных бедствиях, разрушающих линии электропередач, доступ к холодильникам и морозилкам может быть ограничен. Иными словами, требуется разработка способов стабилизации фактора VIII при любых температурах. И ученые из Университета Вайоминга (США) доказали, что для этого можно использовать белки тихоходок.

Тихоходки — крошечные существа длиной менее чем в полмиллиметра — обладают невероятными способностями к выживанию: они выдерживают полное высушивание, замораживание и разогрев до невероятных температур, а также мощнейшее радиоактивное облучение и нахождение в космическом вакууме. Как минимум частично их возможности можно объяснить особенностями метаболизма, а именно — наработкой сахара трегалозы и особого белка, называемого CAHS D.

Выделенные из тихоходок и очищенные, эти вещества продемонстрировали способности к стабилизации фактора свертывания крови VIII: после соединения с белком тихоходок он продолжал действовать даже спустя несколько циклов высушивания и разведения, а также при нагревании до 30 градусов Цельсия.

Исследователи полагают, что аналогичных результатов можно достичь с другими медицинскими препаратами, содержащими живые организмы или их производные, такими как вакцины, кровь для переливания или стволовые клетки.

Таким образом, заключают ученые в исследовании, опубликованном в журнале Scientific Reports, метод сухого консервирования можно будет использовать повсеместно, применяя белки, не только выделенные из живых тихоходок, но и наработанные искусственно. Это будет полезно как на Земле, так и в открытом космосе, что позволит человечеству безопасно путешествовать на дальние расстояния, не беспокоясь о сохранности важнейших биологических препаратов.