Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
03.12.2019
25 908

Ученые усомнились, что знаменитая средневековая первая пандемия чумы на самом деле была

Новое исследование способно перевернуть наше представление о юстиниановой чуме — первой в истории зарегистрированной пандемии этой болезни.

Святой Себастьян молится за жертв Юстиниановой чумы. Картина конца XV века
Святой Себастьян молится за жертв Юстиниановой чумы. Картина конца XV века / ©Википедия

Юстинианова чума считается первой зарегистрированной мировой эпидемией чумы. Свое название она получила по времени правления византийского императора Юстиниана I (с 527 до 565 год). Согласно ранним исследованиям, эпидемия охватила практически весь цивилизованный мир того времени: поразила Европу, Северную Африку, Центральную и Южную Азию, а также Аравию. При этом почти не затронула территории Восточной Азии.

Данные о жертвах разнятся: по мнению ученых, пандемия могла забрать жизни 66 миллионов жителей Востока, а также 25 миллионов европейцев. При этом в столице Византийской империи — Константинополе — погибло более половины населения. Всего, как считают исследователи, эпидемия в той или иной форме давала о себе знать в течение двух веков: с 541 по 750 год.

Сейчас специалисты, работавшие под руководством Ли Мордехая (Lee Mordechai) из Еврейского университета в Иерусалиме, пришли к выводу, что глобальной пандемии чумы могло вообще не существовать. Свои выводы они представили в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые детально проанализировали исторические источники: монеты, тексты, надписи и так далее. Эксперты установили, что начало предполагаемой эпидемии в 541-542 годах современники хорошо задокументировали, однако последующие вспышки относительно слабо отражены в источниках.

Так, например, египетские папирусы VI-VIII столетий не свидетельствуют об экономическом упадке, который бы, несомненно, сопровождал массовую эпидемию. Число папирусов не уменьшилось, а население Египта, если верить новому исследованию, не платило меньше налогов, чем до 541-го. Более того, согласно документам, оставшимся от жившей в Египте римской семьи Апионов, доходы семейства даже возросли на 30 процентов в период между 540 и 580 годами.

Анализ сельского хозяйства Греции, Турции и Болгарии также показал, что в те годы едва ли имела место глобальная эпидемия. Так, количество пыльцы злаковых растений не демонстрировало резких колебаний: в случае с Грецией некоторые изменения в показателях ученые связали с вторжением варварских племен.

Исследователи полагают, что вспышка чумы действительно случилась в Константинополе, однако говорить о глобальной эпидемии в данном случае нельзя.

Ранее другая группа ученых пришла к выводу, что древнейшая эпидемия чумы могла стать причиной гибели европейских культур неолита. А до этого исследователи заявили, что чума появилась на территории России в конце каменного века.