Ученые: в Россию чуму «реэкспортировали» в Средние века — Naked Science

Ученые: в Россию чуму «реэкспортировали» в Средние века

Ученые выяснили, как в Россию проникла чума.

5b095f6d36c1b01f3442d280259

Немецкие ученые нашли доказательство того, что уничтожившая треть европейского населения чума не исчезла бесследно. На территории Поволжья, среди развалин городища Булгар, были найдены останки человека, ставшего жертвой чумы примерно в 1360–1400 годах. Это случилось уже после пандемии чумы в Европе (в 1346–1353 годы). Восстановление и изучение ДНК чумной палочки из городища показали родство последней с европейской «черной смертью». Исследователи предполагают, что чума была «реэкспортирована» в Россию из Европы: иными словами, пришла вместе с товарами обратно таким же путем, каким ее доставили на Запад раньше.

Исследователь Йоханнес Краузе (Johannes Krause) и его коллеги уже делали акцент на том, что средневековая эпидемия чумы и более поздние вспышки этой болезни (например, в Марселе в XVIII веке) были вызваны одним штаммов, а именно Yersinia pestis. Этот вывод чрезвычайно важен. Ранее эксперты полагали, что в более поздние времена речь могла идти о другом, менее опасном штамме.

Восстановление «чумной нити» поможет ученым лучше понять, как болезнь смогла так быстро распространиться на столь впечатляющие расстояния. Возможно, это предотвратит масштабные эпидемии в будущем.