Топ необычных авто советской эпохи — Naked Science
11 минут
Редакция
1

Топ необычных авто советской эпохи

3.6

Автопром СССР вызывает неоднозначную реакцию. Между тем советская эпоха явила миру ряд весьма необычных и удивительных авто. И сегодня мы поговорим об оригинальных советских моделях из разных эпох.

необычные машины СССР
©Wikipedia

ЗИЛ «Чебурашка»

Это имя как нельзя лучше подходит этому забавному, будто «распластанному» по дороге мини-грузовичку. Выглядит он весьма необычно – как некий лоурайдер среди грузовых автомобилей. В разное время появилось несколько поколений «Чебурашек». Первое было выполнено на базе бронированного автомобиля высшего класса ЗИС-115, а «донором» кабины стал заслуженный ЗИЛ-157.

Но зачем понадобился такой автомобиль? Дело в том, что во время испытаний правительственных лимузинов был необходим грузовик, который смог бы возить за тестируемыми авто необходимое им топливо, причем ездить он должен был довольно быстро, чтобы не отставать. «Чебурашка» вполне подходил для этой цели: грузовик мог развивать огромные (как для грузового автомобиля) 120 км/ч. Но это было только начало. Вслед за первым поколением появилось второе, а затем – третье и четвертое. Эти авто были сделаны на базе ЗИЛ-114, ЗИЛ-4104, ЗИЛ-41041 соответственно. «Чебурашки» так и не стали серийными, но зато они запомнились каждому, кто их видел.

ЗИЛ «Чебурашка»

ЗИС-112

«Циклоп» – именно так прозвали это удивительный автомобиль. Перед нами спортивное авто, выпущенное в 1951 году заводом имени Лихачева и претерпевшее ряд модификаций. ЗИС-112 является первым специально разработанным спортивным автомобилем большого класса в СССР. Он пришел на смену ЗИС-101А-Спорт и родстерам, построенным на базе ЗИС-102 и ЗИС-110. Отличительной чертой автомобиля является одна крупная фара посередине: это придает машине завораживающий футуристичный вид. Источником вдохновения для советских инженеров послужил американский Le Sabre – еще одно удивительное творение из мира автопрома.

Сначала создатели использовали для ЗИС-112 серийный восьмицилиндровый двигатель ЗИС-110, выдававший 140 л. с. Затем его сменил экспериментальный мотор мощностью 180 л. с., позволивший машине разгоняться до 200 км/ч. В 1956 году появилась вторая модификация – ЗИЛ-112/2. А затем свет увидели еще три автомобиля: ЗИЛ-112/3, ЗИЛ-112/4 и ЗИЛ-112/5. За счет установки более мощных моторов удалось увеличить «максималку» до 250 км/ч. До нашего времени, увы, не сохранился ни один из этих оригинальных авто.

ЗИС-112

ИМЗ-НАМИ А50 «Белка»

«Белка» является экспериментальным малогабаритным автомобилем, который был создан конструкторами института НАМИ совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом. Целью было создание дешевого народного автомобиля, который бы, кроме всего прочего, пригодился инвалидам ВОВ. Машина смотрится весьма оригинально: не сразу поймешь, где у нее зад, а где перед. Для доступа к переднему сиденью служила откидывающаяся вперед торцевая дверь, а к пассажирскому салону – боковая дверь справа. Всего машина могла вместить четырех пассажиров, а базой для двигателя послужил мотоциклетный «движок» M-72. Машина не пошла в серию, было построено только пять единиц.

ИМЗ-НАМИ А50 «Белка»  

АЗЛК-2144 «Истра»

Во второй половине 80-х АЗЛК разработал весьма необычный автомобиль с интригующей внешностью. Машина могла похвастаться целым рядом необычных решений. Автомобиль, в частности, оборудовали дюралевым кузовом без центральной стойки. АЗЛК-2144 «Истра» получила две огромные двери, открывающиеся вертикально вверх. Машину оборудовали прибором ночного видения. «Истра» имела футуристичный и одновременно с этим минималистический интерьер, приковывавший внимание. Под капотом авто был спрятан 3-цилиндровый многотопливный турбодизель Elsbett. Предполагалось использовать дизельное топливо, изготовленное на основе рапсового масла. Машина могла развивать максимальную скорость в 185 км/ч, а до «сотки» АЗЛК-2144 разгонялся за 12 секунд. Серийно авто никогда не производилось, АЗЛК построил лишь один демонстрационный макет.

АЗЛК-2144 «Истра»

«Панголина»

В СССР хватало умельцев-автолюбителей, которые могли самостоятельно построить удивительный автомобиль. Настоящий памятник народному мастерству – «Панголина», созданная Александром Кулыгиным. К тому времени, когда Кулыгин (инженер по образованию) занялся постройкой спорткара, у него за спиной уже был большой опыт. В 1979, например, он создал шестиколесный вездеход «Ухта».

Для своего нового творения – «Панголины» – инженер использовал двигатель от «копейки», имеющий мощность всего лишь 62 л. с. Однако благодаря хорошей аэродинамике «Панголина» могла развивать 180 км/ч. Она имела кузов а-ля «универсал», двигатель был расположен в передней части автомобиля. В целом, авто отличалось целым рядом необычных решений. Так, вместо привычных дверей он получил поднимающийся вверх «колпак». Фары прятались в «недра» авто, а вместо зеркал был специальный перископ заднего вида. Но, пожалуй, самым привлекательным в этом автомобиле была его минималистическая агрессивная внешность с рублеными формами: это роднило «Панголину» со знаменитой Lamborghini Countach.

Панголина

НАМИ-0284 «Дебют»

Дебют этого несколько необычного автомобиля состоялся в 1987 году. Он был создан конструкторами автомоторного института НАМИ. По классификации советских времен, новинка проходила как авто «особо малого класса». Автомобиль действительно был небольшим: длина составила 3685 мм, а ширина – 1550 мм. Однако внимание он привлекал не только своими размерами. НАМИ-0284 получил оригинальный кузов с хорошей аэродинамикой (коэффициент лобового сопротивления составил всего лишь 0,23). Под капотом находился двигатель от «Оки», а более поздний Вариант – «Дебют-2» – оборудовали мотором МеМЗ-245 от «Таврии». Автомобиль получил электровакуумное сцепление, а также систему круиз-контроль. В целом, машина для своего времени смотрелась перспективно, однако в серию она так и не пошла. Так что «Дебют» навсегда остался концепт-каром. С другой стороны, под влиянием НАМИ-0284 был создан прототип ЗАЗ-1106. Своего рода наследником «Дебюта» стал и мини-автомобиль НАМИ-0288 «Компакт».

НАМИ-0284 «Дебют»

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Вчера, 17:59
6 минут
Мария Азарова

Благодаря детским костям, покоившимся на протяжении более чем 78 тысяч лет в одной из пещер Кении, ученым удалось наконец узнать, как обращались с телами умерших в Африке.

6 часов назад
8 минут
ТГУ

Ученые Биологического института Томского государственного университета совместно с коллегами из СибГМУ исследуют зараженность животных и людей в Сибири описторхозом. Основная задача – выяснить, какие звенья играют главную роль в распространении заболевания, чтобы на основе этих данных разработать способы мониторинга и профилактики. Некоторые аспекты проблемы уже удалось понять.

Вчера, 21:01
5 минут
Илья Ведмеденко

Американцы потерпели неудачу во время испытательного запуска межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman III. Причину только предстоит выяснить.

1 мая
37 минут
Александр Березин

Бразильское агентство по наблюдению за здоровьем граждан (ANVISA) заявило, что нашло в вакцине «Спутник-V» некий живой вирус. Что оно имеет в виду и почему более авторитетные западные игроки не выявили подобных причин для беспокойства? Есть и другие поводы для обеспокоенных вопросов. Обе массовые западные аденовирусные вакцины от Covid-19 вызывают необычные тромбы, которые уже имели смертельные исходы. Правы ли те, кто ожидает таких же побочных эффектов от «Спутника», и почему их в этом случае еще ни разу не смогли найти?

2 мая
61 минута
Николай Цыгикало

Знаменитый ракетный комплекс «Искандер» стал одним из символов российской военной мощи. Он не покидает центра внимания экспертов и средств массовой информации, а его тактико-технические характеристики приводятся в каждом информационном ресурсе военной тематики. Но цифры цифрами, а что за ними? Посмотрим на работу «Искандера» с разных сторон, чтобы разобраться в принципах действия и логике конструктивных решений. Тогда глубина понимания позволит пройти дальше одних лишь цифр ТТХ, и при всей важности они окажутся не на первом месте. Наш материал — самый полный рассказ о работе «Искандера» в открытом доступе.

Позавчера, 15:24
4 минуты
Ольга Иванова

Ученые из Финляндии определили причины того, почему «собака бывает кусачей» по отношению к человеку и другим животным.

23 апреля
11 минут
Василий Парфенов

Действующий глава NASA в рамках общения с прессой ответил на ряд вопросов, касающихся недавних заявлений российских политиков и главы «Роскосмоса» о скором отказе от собственного сегмента МКС. Администратор заверил всех, что агентство находится в хороших отношениях с Россией, а также поделился информацией о согласовании обмена местами для астронавтов и космонавтов в пилотируемых миссиях двух стран.

16 апреля
4 минуты
Илья Ведмеденко

Исследователи установили, что обнаруженный в Баренцевом море объект — погибшая советская субмарина типа «Крейсерская». Это одна из самых больших подлодок СССР периода Второй мировой.

8 апреля
13 минут
Мария Азарова

Когда знаменитый епископ Лунда Педер Винструп умер, его похоронили в семейном склепе в Лундском соборе вместе с женой. После реставрации собора в XIX веке гробы перенесли в общее хранилище, а в 2012 году ученые решили исследовать мумифицированные останки. Неожиданно в ногах Винструпа обнаружили небольшой кулек — завернутое в ткань тело недоношенного ребенка. Это открытие вызвало резонный вопрос: как эмбрион попал в гроб к епископу и имели ли они родственную связь?

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий

3 недели назад
-
0
+
Истра прям советский Koenigsegg Gemera
Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: