Топ необычных авто советской эпохи — Naked Science
20.06.2016
11 минут
Редакция
1
655

Топ необычных авто советской эпохи

Автопром СССР вызывает неоднозначную реакцию. Между тем советская эпоха явила миру ряд весьма необычных и удивительных авто. И сегодня мы поговорим об оригинальных советских моделях из разных эпох.

zis-112_11_001126735
ЗИЛ «Чебурашка»

Это имя как нельзя лучше подходит этому забавному, будто «распластанному» по дороге мини-грузовичку. Выглядит он весьма необычно – как некий лоурайдер среди грузовых автомобилей. В разное время появилось несколько поколений «Чебурашек». Первое было выполнено на базе бронированного автомобиля высшего класса ЗИС-115, а «донором» кабины стал заслуженный ЗИЛ-157.

 

Но зачем понадобился такой автомобиль? Дело в том, что во время испытаний правительственных лимузинов был необходим грузовик, который смог бы возить за тестируемыми авто необходимое им топливо, причем ездить он должен был довольно быстро, чтобы не отставать. «Чебурашка» вполне подходил для этой цели: грузовик мог развивать огромные (как для грузового автомобиля) 120 км/ч. Но это было только начало. Вслед за первым поколением появилось второе, а затем – третье и четвертое. Эти авто были сделаны на базе ЗИЛ-114, ЗИЛ-4104, ЗИЛ-41041 соответственно. «Чебурашки» так и не стали серийными, но зато они запомнились каждому, кто их видел.

 

ЗИЛ «Чебурашка»

 

ЗИС-112

«Циклоп» – именно так прозвали это удивительный автомобиль. Перед нами спортивное авто, выпущенное в 1951 году заводом имени Лихачева и претерпевшее ряд модификаций. ЗИС-112 является первым специально разработанным спортивным автомобилем большого класса в СССР. Он пришел на смену ЗИС-101А-Спорт и родстерам, построенным на базе ЗИС-102 и ЗИС-110. Отличительной чертой автомобиля является одна крупная фара посередине: это придает машине завораживающий футуристичный вид. Источником вдохновения для советских инженеров послужил американский Le Sabre – еще одно удивительное творение из мира автопрома.

 

Сначала создатели использовали для ЗИС-112 серийный восьмицилиндровый двигатель ЗИС-110, выдававший 140 л. с. Затем его сменил экспериментальный мотор мощностью 180 л. с., позволивший машине разгоняться до 200 км/ч. В 1956 году появилась вторая модификация – ЗИЛ-112/2. А затем свет увидели еще три автомобиля: ЗИЛ-112/3, ЗИЛ-112/4 и ЗИЛ-112/5. За счет установки более мощных моторов удалось увеличить «максималку» до 250 км/ч. До нашего времени, увы, не сохранился ни один из этих оригинальных авто.

 

ЗИС-112

 

ИМЗ-НАМИ А50 «Белка»

«Белка» является экспериментальным малогабаритным автомобилем, который был создан конструкторами института НАМИ совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом. Целью было создание дешевого народного автомобиля, который бы, кроме всего прочего, пригодился инвалидам ВОВ. Машина смотрится весьма оригинально: не сразу поймешь, где у нее зад, а где перед. Для доступа к переднему сиденью служила откидывающаяся вперед торцевая дверь, а к пассажирскому салону – боковая дверь справа. Всего машина могла вместить четырех пассажиров, а базой для двигателя послужил мотоциклетный «движок» M-72. Машина не пошла в серию, было построено только пять единиц.

 

ИМЗ-НАМИ А50 «Белка»
 
АЗЛК-2144 «Истра»

Во второй половине 80-х АЗЛК разработал весьма необычный автомобиль с интригующей внешностью. Машина могла похвастаться целым рядом необычных решений. Автомобиль, в частности, оборудовали дюралевым кузовом без центральной стойки. АЗЛК-2144 «Истра» получила две огромные двери, открывающиеся вертикально вверх. Машину оборудовали прибором ночного видения. «Истра» имела футуристичный и одновременно с этим минималистический интерьер, приковывавший внимание. Под капотом авто был спрятан 3-цилиндровый многотопливный турбодизель Elsbett. Предполагалось использовать дизельное топливо, изготовленное на основе рапсового масла. Машина могла развивать максимальную скорость в 185 км/ч, а до «сотки» АЗЛК-2144 разгонялся за 12 секунд. Серийно авто никогда не производилось, АЗЛК построил лишь один демонстрационный макет.

 

АЗЛК-2144 «Истра»

 

«Панголина»

В СССР хватало умельцев-автолюбителей, которые могли самостоятельно построить удивительный автомобиль. Настоящий памятник народному мастерству – «Панголина», созданная Александром Кулыгиным. К тому времени, когда Кулыгин (инженер по образованию) занялся постройкой спорткара, у него за спиной уже был большой опыт. В 1979, например, он создал шестиколесный вездеход «Ухта».

 

Для своего нового творения – «Панголины» – инженер использовал двигатель от «копейки», имеющий мощность всего лишь 62 л. с. Однако благодаря хорошей аэродинамике «Панголина» могла развивать 180 км/ч. Она имела кузов а-ля «универсал», двигатель был расположен в передней части автомобиля. В целом, авто отличалось целым рядом необычных решений. Так, вместо привычных дверей он получил поднимающийся вверх «колпак». Фары прятались в «недра» авто, а вместо зеркал был специальный перископ заднего вида. Но, пожалуй, самым привлекательным в этом автомобиле была его минималистическая агрессивная внешность с рублеными формами: это роднило «Панголину» со знаменитой Lamborghini Countach.

 

Панголина

 

НАМИ-0284 «Дебют»

Дебют этого несколько необычного автомобиля состоялся в 1987 году. Он был создан конструкторами автомоторного института НАМИ. По классификации советских времен, новинка проходила как авто «особо малого класса». Автомобиль действительно был небольшим: длина составила 3685 мм, а ширина – 1550 мм. Однако внимание он привлекал не только своими размерами. НАМИ-0284 получил оригинальный кузов с хорошей аэродинамикой (коэффициент лобового сопротивления составил всего лишь 0,23). Под капотом находился двигатель от «Оки», а более поздний Вариант – «Дебют-2» – оборудовали мотором МеМЗ-245 от «Таврии». Автомобиль получил электровакуумное сцепление, а также систему круиз-контроль. В целом, машина для своего времени смотрелась перспективно, однако в серию она так и не пошла. Так что «Дебют» навсегда остался концепт-каром. С другой стороны, под влиянием НАМИ-0284 был создан прототип ЗАЗ-1106. Своего рода наследником «Дебюта» стал и мини-автомобиль НАМИ-0288 «Компакт».

 

НАМИ-0284 «Дебют»

Вчера, 16:05
5 минут
Илья Ведмеденко

Исследователей в очередной раз удивили привычки кошек: как оказалось, они не прочь питаться одним человеческим трупом на протяжении месяца, несмотря на наличие других тел.

Вчера, 12:24
7 минут
ТГУ

Старший научный сотрудник лаборатории «Гербарий» БИ ТГУ Вера Костикова совместно с новосибирскими коллегами выявила ценные лекарственные свойства у спиреи – кустарника, используемого в озеленении городов и дачных участков. Фитохимическое исследование показало, что растение обладает противовирусной и антиоксидантной активностью, что делает его перспективным для использования в медицине.

Позавчера, 12:35
7 минут
ФизТех

Российские ученые из МФТИ, ФТИАН и ИТМО создали нейросеть, которая научилась предсказывать поведение квантовой системы, «взглянув» на ее схему. Такая нейросеть самостоятельно находит те решения, которые хорошо подходят для демонстрации квантовых преимуществ. Это поможет исследователям разрабатывать эффективные квантовые компьютеры.

Вчера, 16:05
5 минут
Илья Ведмеденко

Исследователей в очередной раз удивили привычки кошек: как оказалось, они не прочь питаться одним человеческим трупом на протяжении месяца, несмотря на наличие других тел.

13 января
7 минут
Сергей Васильев

Прямые улицы неолитических деревень Центральной Европы неизменно слегка поворачивают налево: ученые связывают это с особенностями работы человеческого зрения, о которых не подозревали строители каменного века.

Вчера, 12:24
7 минут
ТГУ

Старший научный сотрудник лаборатории «Гербарий» БИ ТГУ Вера Костикова совместно с новосибирскими коллегами выявила ценные лекарственные свойства у спиреи – кустарника, используемого в озеленении городов и дачных участков. Фитохимическое исследование показало, что растение обладает противовирусной и антиоксидантной активностью, что делает его перспективным для использования в медицине.

Вчера, 16:05
5 минут
Илья Ведмеденко

Исследователей в очередной раз удивили привычки кошек: как оказалось, они не прочь питаться одним человеческим трупом на протяжении месяца, несмотря на наличие других тел.

20.12.2019
24 минуты
Ольга Иванова

На самом деле, на логотипе этих гаджетов вовсе не яблоко, а контаминация знаков птицы и огня. Потому что символ компании VinSmart, входящей в корпорацию VinGroup, — энергия, устремленная ввысь. Это настоящее вьетнамское чудо, выросшее на продаже лапши быстрого приготовления, а теперь имеющее сеть супермаркетов, отелей, школ, производящее автомобили, кондиционеры, телевизоры, электроскутеры, умные дома и смартфоны для местного населения. Впрочем, не только для местного — гаджеты от VinGroup уже вышли на российский рынок. Naked Science побывал на заводе во Вьетнаме и узнал все о том, как их делают.

7 января
44 минуты
Александр Березин

Вашингтон и Тегеран близки к войне как никогда за последние годы. Но, скорее всего, США не пойдут дальше ограниченных ударов. Слишком уж неприятные последствия имели предшествующие силовые операции Штатов в Иране. Попробуем разобраться, что именно их остановит на этот раз.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий

ulogin_facebook_575906335925032
22.06.2016
-
0
+
Свалено в кучу промышленное и любительское
Подтвердить?
Лучшие материалы
Предстоящие мероприятия
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: