14.12.2021
2 782

В «Сожженном городе» нашли останки обезьяны

4.3

Очередной сезон раскопок в Шахри-Сухте принес новую коллекцию фигурок, но не дал ответ на вопрос, кто же построил город.

Шахри-Сухте / ©wikipedia.org / Автор: Ptolemocratia Acerronius

Шахри-Сухте — археологический памятник на юго-востоке Ирана. Название объекта на персидском означает «Сожженный город», так как учеными установлено, что три раза поселение сгорало практически дотла. Город занимает площадь более 150 гектаров и был основан около 3200 года до нашей эры. В поле зрения археологов Шахри-Сухте впервые попал в 1967 году, но из-за сложной политической обстановки раскопки долгое время не проводили. На постоянной основе исследовать это уникальное поселение стали только в XXI веке.

В нынешнем археологическом сезоне в Шахри-Сухте работает группа ученых из Ирана, Италии и Сербии. Они обнаружили в древнем городе большое количество различных фигурок — вылепленных из глины и вырезанных из камня. Большая часть из них — изображения животных, особенно коров, но встречаются и фигурки в виде людей. Надо отметить, что такое количество неприкладных предметов редко встречается в поселениях бронзового века, а в «Сожженном городе» их находят каждый год.

Образец керамики. Удивляют и качество работы, и высокая сохранность находки / ©wikipedia.org

Кроме того, археологи нашли печь — правда, пока не ясно, гончарная она или предназначена для выплавки металла. Но самая интересная находка — останки обезьяны (конкретный вид еще не определили). Судя по всему, животное содержали в неволе в клетке. А когда обезьяна умерла, ее в этой клетке, пышно украшенной, и похоронили.

«Поскольку у «Сожженного города» было много торговых связей с восточными территориями, такими как Северная Индия и Центральная Азия, мы пришли к выводу, что обезьяну завезли оттуда, — прокомментировал находку руководитель группы Сейед Саджади (Seyyed Sajjadi). — Другой вопрос в том, что в древнем мире обезьяны, по сути, считались роскошью и аристократическим имуществом. Их импортировали, чтобы подарить людям определенных социальных классов, представителям элиты: купцам, местным правителям и религиозным авторитетам».

Надо сказать, что на сегодня, по оценке иранских археологов, раскопано от четырех до пяти процентов территории Шахри-Сухте, и мы все еще удручающе мало знаем об удивительной цивилизации, основавшей город. Некоторые ученые предполагают, что он относится к джирофтской культуре (ранний бронзовый век, III-I тысячелетия до нашей эры). Но он совершенно не похож на основной памятник последней — Конар-Сандал, город на двух холмах. Другие выделяют Шахри-Сухте в отдельную — гильмендскую (примерно 3200-2350 годы до нашей эры) — культуру, куда относят и Мундигак, расположенный на территории Афганистана.

Находки, сделанные в Шахри-Сухте, поражают воображение. Например, именно там в декабре 2006 года обнаружили древнейший протез глазного яблока — возрастом примерно в 4800 лет. Его изготовили из натуральной смолы с добавление различных примесей, а глазные капилляры на нем нарисовали с помощью тончайшей золотой проволоки. Протез принадлежал рослой (182 сантиметра) женщине, умершей в возрасте 25-30 лет. В ее могиле также нашли несколько глиняных сосудов, декоративные бусы, кожаный мешок и бронзовое зеркало.

Такие находки вызывают больше вопросов, чем ответов. Дело в том, что, судя по ним (например, по расписанной керамике), цивилизация «Сожженного города» не была похожа ни на одну из существовавших в то же время: ни на эламскую, представленную в Западном Иране той эпохи, ни на хараппскую (долина реки Инд). И это затрудняет решение вопроса о ее происхождении и предшественниках.

Кладбище в Шахри-Сухте / ©wikipedia.org

Поселение было чрезвычайно густонаселенным — это ясно не только из занимаемой им площади, но потому, что в одной из его частей археологи нашли кладбище как минимум с 40 тысячами погребенных. Жители Шахри-Сухте имели развитую письменность. Они занимались сельским хозяйством, производили изделия из керамики, металла и ткани, вели активную торговлю с другими землями. Пока археологи не обнаружили ни одного образца оружия, но это вполне объяснимо: как сказано выше, раскопана лишь малая часть города. Вряд ли крупный город мог процветать и не иметь конфликтов с соседями. К тому же абсолютно не ясна дальнейшая судьба его населения.

Судя по сделанным находкам, город окончательно покинули около 1800 года до нашей эры. Сегодня археологи стремятся узнать, что же случилось с жителями во время последнего пожара, куда они могли переселиться и почему огромный город оказался покинутым.