12 октября
Елена Синицкая

Израильские археологи раскопали самые большие в мире винодельни византийского времени

3.4

Управление древностей Израиля обнародовало итоги раскопок огромного винодельческого комплекса. На нем в византийское и раннеисламское время делали виноградное вино, которым снабжали многие страны Средиземноморья.

Винодельни в Явне, Израиль. Амфоры для хранения и транспортировки вина / Israel Antiquities Authority, Yaniv Berman

Археологи Эли Хадад, Лиат Надав-Зив и Джон Селигман из Управления древностей Израиля (IAA) провели масштабные исследования в городе Явне, расположенном в 10 километрах к северу от Ашдода. На раскопках «винодельческой фабрики» возрастом более 1500 лет два года ежедневно работали несколько десятков археологов и 200-300 рабочих. Первые результаты опубликованы в фейсбуке Управления древностей.

За время интенсивных раскопок исследователи обнаружили пять больших виноделен. Открытые производственные постройки занимали площадь в несколько гектаров, их размещение и конструкция были тщательно спроектированы. Вокруг больших резервуаров, в которых давили ногами виноград, располагались емкости для брожения. Тару для розлива вина изготавливали здесь же. На территории комплекса нашли гончарные мастерские по производству амфор. Археологи обнаружили и грандиозные склады готовой продукции — тысячи целых и разбитых амфор. Владельцы виноделен были состоятельными людьми и могли позволить себе архитектурные излишества: винные прессы украшены декоративными нишами-раковинами.

Израильские ученые соотносят винодельческий комплекс в Явне с известным по древним текстам «вином из Газы и Ашкелона». Это вино хорошо знали и высоко ценили в Европе и Африке. Газа и Ашкелон — важнейшие ближневосточные порты древности. Здесь в огромных количествах загружали на корабли белое виноградное вино из Святой земли и отправляли его по торговым маршрутам Средиземного моря. Так оно попадало на территории современных Греции и Италии, Турции и Египта.

Найденные предметы позволяют датировать комплекс византийским временем — с IV века нашей эры. На археологическом памятнике обнаружили и раннеисламские артефакты: костяные фигурки и масляные лампы. На этом же месте нашли более раннюю винодельню, датированную IV веком до нашей эры. Эта находка позволила исследователям предположить, что производство вина на территории Явне началось задолго до Византии и насчитывает несколько веков. Виноградники Явне упоминаются в Мишне — в них спасались бежавшие после разрушения Второго Храма иерусалимские мудрецы.

Раскопки на месте винодельческого комплекса в Явне / Israel Antiquities Authority, Yaniv Berman

Производственная мощность прессов, по мнению археологов, могла справиться с изготовлением двух миллионов литров вина. Масштабы производства обусловлены популярностью виноградного напитка в средневековом обществе. В условиях жаркого средиземноморского климата вино входило в ежедневный рацион и часто использовалось как «улучшитель» или заменитель небезопасной и нестерильной питьевой воды.

По информации осведомленного источника ТАСС, в России начали серийно изготавливать гиперзвуковые «Цирконы». Ранее сообщалось, что первым штатным носителем комплекса должен стать фрегат «Адмирал Головко».

Ученые ТюмГУ и Всероссийского института защиты растений выделили из вечной мерзлоты группу бактерий Bacillus spp., которые способны при низких температурах повысить урожайность озимой пшеницы и предотвратить распространение фитопатогенных грибов с зернами. Их исследование показало, что бактериальные штаммы Bacillus spp. способны биосинтезировать хитинолитические ферменты и стимулирующий рост растений гормон ауксин. Это означает, что их можно рассматривать в качестве потенциальных агентов биологического контроля болезней, которые будут использоваться для повышения урожайности сельскохозяйственных культур на северных территориях. Апробация биопрепаратов проходила в реальных условиях в Западной Сибири.