Ученые выдвинули новую версию происхождения каменных глыб Стоунхенджа — Naked Science
Денис Гордеев

Ученые выдвинули новую версию происхождения каменных глыб Стоунхенджа

4.5

Большие песчаниковые валуны для постройки кромлеха были добыты в обширном лесном массиве неподалеку.

Стоунхендж
Стоунхендж / English Heritage

Стоунхендж, мегалитическое сооружение на юге Англии, — извечная загадка для историков и археологов. Как он был построен? Какие функции выполнял? Откуда взялись валуны, из которых Стоунхендж составлен?

Возможно, новое исследование, опубликованное в издании Science Advances, все же даст окончательный ответ на этот вопрос. Большинство гигантских сарсеновых глыб из песчаника, похоже, имеют общее происхождение и добыты в районе лесного массива Уэст-Вудс, примерно в 25 километрах от места постройки самого Стоунхенджа.

Это открытие подтверждает теорию о том, что камни привезли на место строительства кромлеха (сооружения из вертикально установленных глыб, образующих концентрические круги) около 2500 года до нашей эры, во время второго этапа строительства, и может быть признаком того, что его строители были из высокоорганизованного общества. Это также противоречит предположению, согласно которому, одна из глыб, так называемый Пяточный Камень, была добыта в непосредственной близости от кромлеха и установлена раньше других.

Возможные маршруты транспортировки сарсеновых глыб к месту постройки Стоунхенджа / Nash, Ciborowski et al., Science Advances, 2020

Для проведения своих исследований ученым пришлось разработать специальную методику изучения глыб, которые достигают девяти метров в высоту и могут весить до 30 тонн. Сначала они при помощи рентгеновского излучения проанализировали химический состав породы. «Большинство камней имеют общую химическую композицию, и это позволило нам определить, что мы ищем здесь одно основное место [добычи]», — говорит ведущий автор исследования Дэвид Нэш.

Затем они изучили два образца кернов (проб материала), полученных из одного камня во время реставрационных работ в 1958 году. К этим образцам применили более сложную схему анализа с использованием масс-спектрометрии, что позволило обнаружить более широкий спектр элементов с высокой точностью.

Исследователь изучает керн, взятый из одного из камней Стоунхенджа / Sam Frost

Данные анализа сравнили с результатами изучения пород с 20 возможных мест добычи. Наиболее близкими по составу к камням Стоунхенджа оказались осадочные породы в лесном массиве Уэст-Вудс. Предыдущие исследования кромлеха выявили, что ряд относительно небольших глыб (так называемые голубые камни, bluestones) Стоунхенджа привезли из Уэльса, из карьера, который находится в 200 километрах к западу от сооружения. Новая работа показывает, что и небольшие камни, и сарсеновые глыбы привезли и установили примерно в одно время.

Каким образом древние жители Туманного Альбиона транспортировали валуны весом до 30 тонн на расстояние около 25 километров, ученые пока объяснить не могут. Одна из наиболее вероятных гипотез заключается в том, что строители Стоунхенджа использовали некоторое подобие деревянных саней. Значение сайта также остается загадочным.

В дальнейшем исследователи хотят максимально точно определить, какой маршрут использовался для транспортировки валунов. Выяснить это можно по отдельным крошкам породы, которые надеются обнаружить в окрестностях кромлеха.

Ранее в предполагаемой гробнице Клеопатры нашли две позолоченные мумии, а в Амазонии обнаружили следы развитой «протоцивилизации».

Денис Гордеев

Когда эти клетки покидают кровообращение и мигрируют в ткани, то приобретают новые, ранее неизвестные свойства.

Денис Гордеев

Робот участвовал в радиометрических и геофизических исследованиях, помогая составить трехмерные карты распределения радионуклидов.

Ученые проанализировали данные более чем 63 миллионов американцев и выяснили, как повышенное содержание в воздухе мелкодисперсных частиц (РМ 2,5) влияет на госпитализации по причине неврологических заболеваний.

Денис Гордеев

Исследователи рассчитали время, за которое фотон проходит от одного атома до другого в молекуле водорода.

Считается, что система HR 6819 включает две звезды и черную дыру — ближайшую к Солнцу. Однако новые наблюдения показывают, что, скорее всего, черной дыры здесь нет.