05.08.2021
4 460

Давно утерянный фрагмент Стоунхенджа предоставил беспрецедентную возможность заглянуть внутрь памятника

Международная группа исследователей установила возраст и состав породы камней самого известного памятника неолита.

Изучена биохимия камней Стонухенджа / ©Getty images

В уже далеком 1958 году представитель буровой компании по имени Роберт Филлипс, помогающей восстанавливать Стоунхендж, забрал себе цилиндрический керн с одной из колонн памятника. Сегодня образцы из камней Стоунхенджа брать запрещено.

Но исследователи из университетов Витватерсранда (ЮАР), Брюссельского (Бельгия), Брайтонского, Борнмутского, а также Университетского колледжа Лондона (Великобритания) и других вузов изучили биохимию этого образца.

Сечение керна, который изучили исследователи / ©www.aanda.org

В результате они выяснили, что камни Стоунхенджа состоят из горных пород, которые содержат отложения, образовавшиеся в эпоху динозаров. Возраст других включений в породе вовсе составляет 1,6 миллиарда лет. Центральный круг колонн Стоунхенджа возведен в период неолита, около 2500 лет назад.

Когда ученые взглянули в микроскоп на эти камни, они с удивлением обнаружили, что те на 99,7 процента состоят из кварца. Это делает камни более прочными, что, возможно, и заставило выбрать эту породу тысячи лет назад. Работа опубликована в журнале PLOS One.

Впервые вблизи сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути обнаружили звезду из другой галактики. По данным наблюдений за восемь лет ученые смогли определить состав, скорость и другие параметры этого объекта.

Авторы нового исследования рассказали, каким образом древние люди доставляли многотонные камни к месту строительства крупнейшего в Европе мегалитического сооружения.

Попытки объединения квантовой теории и гравитации на протяжении многих десятилетий не удавались. Новый вариант такого объединения выглядит несколько лучше предшествующих, но делает предсказания, с которым не так-то просто смириться: он лишает определенности массу любого объекта во Вселенной.

Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.

Марс — точка притяжения ученых умов, объект мечтаний писателей, кинематографистов и обычных людей. Математик первой категории кафедры математического моделирования систем и процессов, преподаватель Политехнической школы ПНИПУ Евгений Бурмистров рассказал, чем опасны межпланетные путешествия, какую выгоду человечество извлечет из колонизации Красной планеты, возможно ли воссоздать атмосферу на Марсе и как вернуться обратно на Землю.

Известно всего несколько примеров злокачественных опухолей, которые ведут себя подобно инфекции — передаются другим организмам. Среди них — трансмиссивный рак двустворчатых моллюсков BTN. Авторы новой статьи описали географические и экологические аспекты распространения BTN среди мидий в Баренцевом море, оценили число больных моллюсков и узнали, как расселение «заразного рака» связано с Северным морским путем.