30.07.2020
Мария Кривоченко
2 733

Астрономы определили лучшее место для размещения телескопа

Ученые назвали Купол Аргуса в Восточной Антарктиде лучшим местом для размещения телескопа. Проблема заключается в том, что это одно из самых холодных и отдаленных мест на Земле: температура там опускается до минус 90 градусов Цельсия, а чтобы добраться до него, нужно пройти около 1200 километров вглубь материка.

Купол Аргуса / ©commons.wikimedia.org

Идеальным местом для размещения оптических и инфракрасных телескопов купол сделало сочетание большой высоты, низкой температуры, долгих периодов непрерывной темноты и исключительно стабильной атмосферы. Благодаря этому астрономы могут рассматривать объекты с очень маленькими угловыми размерами, которые практически незаметны для наблюдателей на Земле. К такому выводу пришла группа ученых из Китая, Австралии и Канады. Подробности их исследования опубликованы в журнале Nature.

«Телескоп, расположенный на Куполе Аргуса, может превзойти аналогичный в любом другом месте на планете и не уступит в качестве картинки более крупным установкам, расположенным в средних широтах», — сказал астроном Университета Британской Колумбии Пол Хиксон, соавтор исследования. Он отмечает, что телескоп, расположенный на этом куполе, давал бы более четкие изображения и мог обнаружить более мелкие объекты, чем любая существующая сегодня аппаратура.

Расположение купола / © Wikipedia

Бин Ма, ведущий автор статьи, отметил, что над Куполом Аргуса — более тонкий пограничный слой атмосферы, что позволяет снизить влияние атмосферной турбулентности. Кроме того, над ним нет светового загрязнения неба. В городах искусственное освещение зачастую оказывается ярче, чем свет звезд. Установка телескопа в Антарктиде могла бы решить эту проблему.

Исследование проходило на китайской станции «Куньлунь», которая расположена недалеко от купола. Ученые установили на ней телескопы и камеры в прошлом году и за несколько месяцев получили около 45 тысяч снимков. Затем они оценили уровень помех, которые появляются при наблюдении с Земли и на разных высотах (до восьми метров) и сравнили изображения с полученными на других телескопах.

Станция «Куньлунь» / © topwar

Сегодня лучшими телескопами считаются чилийский Atacama Large Millimetre Array (ALMA), Гавайская обсерватория WM Keck и китайский 500-метровый сферический телескоп с апертурой (FAST). Они наблюдают космическое пространство в диапазоне от 0,6 до 0,8 угловой секунды, а аппаратура, расположенная на Куполе Аргуса, будет иметь диапазон от 0,13 до 0,31 угловой секунды. То есть можно будет получить в пять-семь раз более четкие снимки. Бин Ма считает, что этот показатель смогут улучшить на 10-12%, если справиться с сильными морозами.

Ученые надеются, что их исследование убедит правительство Китая одобрить проект и построить телескоп в обсерватории KDUST, чтобы изучать самые темные и тусклые объекты во Вселенной.