16.09.2021
16 556

В верхнем Приамурье нашли средневековую крепость мохэ на утесе

3.9

Ученые из Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН обнаружили городище Шилкинской системы.

На утесе, возвышающемся над тайгой, археологи нашли городище, которое давно искали / ©Алкин С.В. / Автор: Татьяна Соловьёва

Исследования земель вокруг реки Шилки и ее притоков идут довольно давно. Первые описания средневековых городищ Забайкалья сделаны более века назад — в 1915-1916 годах — горным инженером А. Н. Банщиковым и полковником П.П. Орловым. Позднее этот комплекс находок назовут Шилкинской системой городищ. Все они имеют похожее как внутреннее, так и хозяйственное устройство.

Последние 15 лет среднее течение Шилки изучают археологи под руководством Сергея Алкина из Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Особый интерес представляло некое городище, которое присутствовало в описаниях Банщикова и Орлова, но не было найдено позднейшими экспедициями: оно упоминалось без точной топографической привязки, только по названию — Горбичанское. Из-за названия сделали вывод, что городище должно быть расположено недалеко от села Горбица. Многолетние поиски дали результаты только в прошлом году, когда в октябре местные жители указали на вполне конкретное место. Но добраться туда археологи тогда не смогли.

Зато добрались в этом году. Найденное городище расположено на высоком узком утесе — это дало возможность его строителям не возводить серьезные фортификационные сооружения, обычно свойственные шилкинским городищам. Большая часть укрепления имеет естественный, «природный» характер. Рвы и валы, конечно, есть, но только на части периметра. Археологи составили план поселения: он дает представление о линейном расположении построек, явно заранее предусмотренном. Кроме того, в центре поселения, скорее всего, было общественное пространство.

Сергей Алкин считает, что находка горного городища — одно из самых значительных археологических открытий последнего десятилетия в Забайкалье. «Конечно, полевые работы мы проводим каждый год и каждый год совершаем находки: места небольших поселений, захоронения. Но такое крупное городище — первое за очень долгое время, — рассказал археолог в комментарии для Naked Science. — Кроме того, оно очень хорошо сохранилось: никаких черных копателей, грабителей. Значит, находок будет много и работать надо аккуратно. Поэтому мы даже место стараемся особо не разглашать, чтобы в следующем году не прийти к разграбленному городищу».

Другое городище Шилкинской системы, расположенное на Чудейском утесе / ©wikipedia.org

Вообще, рубеж первого и второго тысячелетий нашей эры на территории Приамурья, Приморья и северо-востока Китая относят к археологической культуре мохэ. Название она получила по аналогии с тунгусоязычным народом — мохэ. По поводу его происхождения есть несколько гипотез: некоторые ученые полагают, что мохэ жили в Маньчжурии, но при этом неоднократно переселялись на левый берег Амура. Другие утверждают, что все было наоборот: мохэ пришли в Маньчжурию с Дальнего Востока, предварительно покорив жившие там народы. Они, без сомнения, были воинственным народом — об этом говорят, например, китайские источники. И мохэ построили городища Шилкинской системы. Зачем?

Радиоуглеродное датирование некоторых находок, сделанных сибирскими археологами, говорит о том, что мохэ появляются в Приамурье примерно в VIII веке. Продвигаясь вглубь, они, разумеется, столкнулись с местным населением (скорее всего, монгольским), и едва ли это столкновение было мирным. В такой ситуации строительство укрепленных городищ — вполне очевидное решение.

А городища Шилкинской системы — серьезные оборонительные сооружения. Их строители явно разбирались в фортификации. Большинство городищ расположено на плоских скалистых возвышенностях высотой 60-100 метров, за исключением городища Проезжая, построенного непосредственно на берегу Шилки.

Эти возвышенности представляли собой естественные крепости, не требовавшие дополнительного оборудования, за исключением входов на них, закрываемых системой валов и рвов. Строители предусмотрели довольно крупные хранилища для припасов, колодцы, а также тайные выходы — иными словами, все то, что позволяло выдерживать длительную осаду.

Но потом эти городища оказались покинутыми. Почему? Сергей Алкин считает, что постепенно пришедшие люди смешались с местным населением — это можно проследить и по археологическим находкам, которые указывают на заимствование. Прекратились войны, следовательно, отпала нужда в крепостях. «Я давно изучаю эти городища, — добавил ученый, — и не вижу следов войны. Их просто оставили».