Исчезновение одной из первых цивилизаций Земли оказалось еще более странным — Naked Science
28.11.2017

Исчезновение одной из первых цивилизаций Земли оказалось еще более странным

Исследователи пришли к выводу, что исчезновение Индской цивилизации, вероятно, не связано с отсутствием доступа к водным ресурсам, «кормившим» древние города.

Индскую цивилизацию, которую также называют Хараппской, считают третьей по времени появления древневосточной цивилизацией после египетской и месопотамской. Причем из всех трех она занимала самую большую площадь.

Цивилизация развивалась в долине реки Инд в 3300–1300 гг. до н. э. В период расцвета ее население составляло 5 млн человек. Тогда укрепилась межгородская и «международная» торговля, активно возводились инфраструктурные сооружения, была проведена стандартизация мер и весов. Вскоре влияние древней цивилизации распространилось практически на весь Индийский субконтинент.

Период поздней хараппской цивилизации, ок. 1900–1300 до н. э. / ©wikipedia

В XVIII–XVII веках до н. э. цивилизация приходит в упадок. Основная часть дравидского населения перебирается юго-восточнее, утрачивая ранее накопленные знания. Последним ударом по Индской цивилизации стало вторжение ариев. При этом ученые до сих пор не пришли к окончательному выводу относительно того, что же изначально запустило процесс гибели цивилизации. Пожалуй, самой популярной версией являются климатические изменения, в частности отсутствие доступа населения к водным ресурсам. Сейчас представляющий Имперский колледж Лондона Санджив Гупта (Sanjeev Gupta) вместе с коллегами решил проверить, верна ли данная гипотеза.

На снимках NASA специалисты рассмотрели достаточно крупный желоб, который, по мнению британских исследователей, мог быть в древности руслом Сатледжа — реки, являющейся сейчас крупнейшим притоком Инда. Были отобраны образцы грунта. Затем ученые вычислили возраст верхних слоев пород по продуктам распада урана и тория в зернах песка.

Выводы удивили исследователей. Как выяснилось, русло Сатледжа стало сдвигаться приблизительно 15 тыс. лет назад, лишив пустыню Тар одной из основных водных артерий еще примерно 7 тыс. лет назад. Следовательно, возникавшие там древние города были лишены предполагаемой водной артерии еще до момента их появления. Новые выводы явно не позволяют связать исчезновение мегаполисов Индской цивилизации с пропажей водных ресурсов, т. к. даже их изначальное появление не настолько сильно, как ранее считали, зависело от фактора наличия крупной водной артерии.

Спутниковое изображение водораздельной точки бассейнов рек Брахмапутра и Сатледж с бессточной областью / ©mt-kailash

По мнению ученых, открытие может иметь далекоидущие последствия, поскольку оно выделяет Индскую цивилизацию на фоне двух других древнейших цивилизаций Земли. Развитие городов Древнего Египта и Месопотамии было неразрывно связано с реками Нил, Тигр и Евфрат.