04.07.2019
18 752

Филистимляне оказались европейскими беженцами

Генетический анализ указал на южноевропейское происхождение загадочного народа из Библии.

seapeoples0
©Wikipedia / Автор: Иван Беляев

Библейские противники еврейского народа — филистимляне — явились на кораблях и сохранили звание «народов моря». Ветхий Завет относит их происхождение к Хаму, но среди ученых на этот счет до сих пор нет единого мнения. Решить древнюю загадку может новая работа, проделанная Михаль Фелдман (Michal Feldman) и ее коллегами из Института истории человечества Общества Макса Планка (MPI-SHH).

В статье, опубликованной в журнале Science Advances, ученые сообщают об анализе ядерной ДНК из 10 останков, обнаруженных в филистимлянском захоронении XII века до н.э. в Ашкелоне. Древнейшие скелеты возрастом 3500-3700 лет генетически не отличались от местного населения того же времени.

Однако у останков возрастом 3400-3150 лет появляются особенности, характерные для жителей юга Европы. От 25 до 70 процентов их ДНК унаследованы от «пришельцев» и напоминают жителей Иберийского полуострова, Сардинии и Эгейского моря. Впрочем, они быстро «растворились», смешавшись с местными народами.

По-видимому, филистимляне спасались от коллапса, который переживало в ту эпоху европейское общество на переходе от позднего бронзового к раннему железному веку. Точнее определить их прародину должны новые исследования, хотя керамические артефакты филистимлян в первый период их пребывания в Израиле и Сирии схожи с найденными у древней Микенской цивилизации.