Археологи разгадали загадку недоношенного ребенка, тело которого подложили в гроб епископа Винструпа — Naked Science

Тело епископа Педера Винструпа
Тело епископа Педера Винструпа / © Journal of Archaeological Science: Reports (2021)

Педер Педерсен Винструп, родившийся в апреле 1605 года в Копенгагене, был видным деятелем Церкви, а также ученым Дании и Швеции XVII века. Он умер в конце декабря 1679 года, а в январе его гроб поместили в склеп Кафедрального собора Лунда. Тело Винструпа мумифицировали, поэтому, согласно результатам вскрытий XIX и XX веков, сохранилось оно на удивление хорошо. В 2012 году останки решили перезахоронить на кладбище за пределами собора. В этот момент подключились сотрудники Исторического музея Лундского университета: после обсуждений с представителями Церкви и получения разрешения они инициировали многопрофильный исследовательский проект по изучению тела Винструпа и содержимого гроба.

С тех пор ученые провели несколько анализов останков священнослужителя (включая компьютерную томографию и рентген), а также его одежды и различных предметов, остатков растений и насекомых, найденных в подушке, матрасе и внутри гроба. Он, к слову, состоял из двух частей: внутреннюю сначала выложили слоем травянистых растений, а затем обшили шелковой подкладкой, на которую поместили тело епископа. Голова покоилась на двух подушках.

Но одной из самых впечатляющих находок стали останки недоношенного ребенка, которые лежали под правой большеберцовой костью Винструпа. Это спровоцировало дискуссии о том, какое отношение эмбрион имел к епископу. В Средние века детей порой хоронили вместе со взрослыми, которые зачастую никак не были с ними связаны. Ученые поначалу предположили, что так произошло и в случае Винструпа: мертвого ребенка, который появился на свет в результате выкидыша, поспешно подкинули в гроб епископа, подсунув под шелковую подкладку и тем самым нечаянно сместив положение ног умершего мужчины.

Некоторые специалисты заявляли, что это сделал гробовщик, а Винструп и ребенок не имеют никакого отношения друг к другу. Однако эту гипотезу можно противопоставить тому факту, что гроб сначала поместили в сводчатую гробницу, доступ к который был у семьи служителя Церкви. Поэтому ученые не исключали, что эмбрион подложили к Винструпу позднее — и тогда, вероятно, они все же связаны семейными узами.

Разгадать загадку решили археологи и палеогенетики из Стокгольмского и Лундского университетов (Швеция), результаты исследования которых представлены в журнале Journal of Archaeological Science. Ученые провели геномный анализ обоих тел, чтобы выяснить возможную родственную связь.

A. Сохранившееся тело Педера Винструпа в гробу. D, E. Компьютерная томография плода. F. Гроб с извлеченным оттуда телом Педера Винструпа, но с завернутым в ткань плодом (на него указывает стрелка).
Обратите внимание на измененную ориентацию и направление соломинок слева от плода — это позволяет предположить, что его поместили в гроб позже / © Journal of Archaeological Science: Reports (2021)

«Антропологическое исследование тела Винструпа и плода основано на компьютерной томографии, которая показала, что епископ страдал от ряда проблем со здоровьем, включая кариес, туберкулез , артериосклероз, артрит, болезнь Форестье и камни в желчном пузыре. В гробу лежал мешочек с зубами, вероятно, принадлежавшими самому Винструпу, поскольку они соответствовали отсутствующим зубным элементам в черепе. Биологические образцы взяли из правой бедренной кости епископа и левой бедренной кости плода. <…> Чтобы изучить возможное родство между ними, мы использовали как классический подход анализа однопародительских маркеров (митохондриальная ДНК и Y-хромосома), так и специальную программу lcMLkin», — рассказали авторы работы.

Как оказалось, епископ и недоношенный ребенок (мужского пола) имели общий генетический фон. Они не были связаны по материнской линии, поскольку были носителями разных митохондриальных линий (H3b7 и U5a1a1 соответственно), но на основании анализа Y-хромосомы нельзя исключить родство по отцу, так как оба относились к гаплогруппе R1b1a1a2a1a2, то есть имели общего предка. Ребенок был носителем линии R-DF17 — прямой дочерней линии епископа R-Z274. Родственные отношения второй степени подтвердили и результаты lcMLkin. Чтобы получить окончательный результат, ученым пришлось подробно изучить генеалогию Винструпов.

Родственник второй степени — тот, кто разделяет 25 процентов генов: это дяди, племянники, бабушки и дедушки, внуки, сводные или двоюродные братья и сестры. Известно, что у Педера Винструпа был брат Элиас, который, однако, умер холостым в 1633 году. «Тот факт, что единственный известный брат епископа умер молодым и не имел детей, важен, поскольку исключает такие отношения, как дяди, племянники, сводные братья и сестры или двоюродные братья», — отметили археологи.

Поэтому исследователи решили проверить отношения дедушек и бабушек с внуками. В первом браке с Анной Мари Эрнстдаттер Баден у священнослужителя родились пятеро детей, трое из которых дожили до совершеннолетия: две дочери — Анна-Катарина и Анна-Мария — и сын Педер. Первая девушка вышла замуж и умерла за год до похорон Винструпа, поэтому из анализа ее исключили. Анна-Мария и Педер, в свою очередь, остались в Лунде. Вскоре после смерти отца Анна-Мария вышла замуж и умерла спустя несколько лет. Вскрытие, проведенное в 1837 году, показало, что она скончалась во время родов. Плод в гробу мог принадлежать Анне-Марии, если бы ее муж был носителем гаплогруппы Y, но проверить эту гипотезу нельзя.

Генеалогическое древо Винструпов / / © Journal of Archaeological Science: Reports (2021)

«Мы сосредоточились на сыне — Педере Педерсене Винструпе, родившемся в 1647 году. Военные вопросы волновали Педера-младшего больше, чем богословские, и, находясь в Голландии, он изучал фортификацию. Около 1679 года он женился и приобрел поместье Седерту у своего покойного тестя. Однако в 1680 году из-за Великой редукции владения, предоставленные знати, вернули короне. В результате Педер потерял и поместье своего отца в Лунде. В письме от 25 октября 1697 года он сетует на нищету. <…> Последнее письменное упоминание о Педере Винструпе датировано 10 мая 1701 года, когда он с женой присутствовал на крещении Кристиана Гилленпалма. В то время он жил на благотворительность, которую предоставлял его зять Йохан Гилленпалм. Неизвестно, когда он умер, но, согласно генеалогии Окерштейнов, его похоронили в соборе, скорее всего, в семейном склепе», — объяснили ученые.

Со смертью Педера Винструпа мужская линия дворянского рода Винструп оборвалась. Значит, недоношенный мальчик, тело которого поместили в гроб епископа, мог быть только его внуком. Логично, что родственники имели доступ к склепу и, соответственно, возможность положить тело ребенка к одному из старших и почетных членов семьи.