05.09.2018
Редакция Naked Science

Япония протестирует миниатюрный космический лифт в сентябре

Десятого сентября с Земли стартует грузовой корабль, а 11-го числа пройдет испытание прототипа.

Японская компания Obayashi Corporation в сотрудничестве с Университетом Сидзуока запустит в сентябре миниатюрный спутник, который станет первой тестовой моделью космического лифта. Об этом сообщает издание ScienceAlert со ссылкой на новостное агентство AFP.

Первым идею космического лифта высказал в 1895 году Константин Эдуардович Циолковский после того, как увидел Эйфелеву башню. Однако это предложение и тогда, и сейчас кажется фантастичным. Для его создания необходим чрезвычайно легкий и при этом очень прочный материал, который бы выдержал гравитационную силу Земли, напряжение и колебания ветра в атмосфере.

В 2014 году японская компания Obayashi Corporation, несмотря на существующие ограничения, заявила, что построит космический лифт к 2050-му. В ее проекте он достигает 36 тысяч километров в высоту и способен поднимать сто тонн к космической станции. Путешествие до МКС при этом займет восемь дней. На высоте 96 тысяч километров должен располагаться противовес, а кабель, обеспечивающий движение, будет сделан из углеродной нанотрубки.

Десятого сентября к МКС отправится грузовой корабль HTV-7. Он будет нести два маленьких спутника кубической формы со сторонами по десять сантиметров. На следующий день, 11 сентября, спутники запустят на околоземную орбиту. В процессе полета половинки отделятся друг от друга, а между ними начнет вытягиваться десятиметровый стальной кабель. Вдоль него будет курсировать «моторизированный блок», за которым ученые пронаблюдают через камеры, установленные на спутниках.

©Obayashi Corporation

Представители Университета Сидзуока подчеркивают, что это будет первый опыт тестирования лифта в космосе. Инженеры внимательно проследят за его движением и зарегистрируют любые непредвиденные отклонения или неполадки в работе механизма. Если же опыт пройдет успешно, он станет первым наглядным доказательством того, что космический лифт, о котором более ста лет назад думал К. Э. Циолковский, возможен.

Существует и обратная точка зрения. К примеру, в 2016 году гонконгские ученые показали: чтобы выдержать нагрузки, необходимые для реализации идеи космического лифта, углеродные нанотрубки не должны содержать ни единого дефекта. Получение таких нанотрубок вряд ли станет достижимым на практике в обозримой перспективе.