18.09.2017
Редакция Naked Science
33

MC-21: самолет будущего или самолет без будущего?

3.7

Страсти вокруг первого полета российского пассажирского самолета за прошедшие месяцы несколько поутихли. Пришло время без лишних эмоций разобраться, есть ли вообще перспективы у главной надежды отечественного авиастроения.

MC-21
©Wikipedia

Двигатели и самолеты

Авиалайнер МС-21 впервые поднялся в небо 28 мая 2017 года. Машина, получившая эффектную бело-синюю окраску, уверенно выполнила намеченный план, ознаменовав тем самым новую веху в истории российского авиастроения. Оптимисты видят новый ближне-среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет конкурентом представителей семейств Boeing 737 и Airbus A320 — авиалайнеров, завоевавших российский рынок среднемагистральных пассажирских авиаперевозок и давно вытеснивших с него отечественные летательные аппараты советской поры.

Видео первого полета МС-21 / ©youtube

К слову, то, что нынешняя картина далека от «идеальной», признают даже власти РФ. «У нас сегодня рынок практически на 80% — это Airbus и Boeing», — заявил в 2017-м зампред Правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин. Говоря о трудностях, государственный деятель, впрочем, не забывает обычно упомянуть о мерах, призванных поддержать новые российские авиалайнеры, в том числе МС-21.

За счет чего этого планируют достичь? Можно предположить, что конкурентным преимуществом станет цена. Озвученная стоимость МС-21 составляет 90 млн долларов. Для сравнения, цена самолета Boeing 737 MAX — одного из потенциальных конкурентов МС-21 — варьируется, в зависимости от комплектации, от 90 до более чем 100 млн долларов. Стоимость Airbus A320neo стартует от 90 и заканчивается отметкой в более чем 120 млн долларов.

Boeing 737 MAX / ©Boeing 

Очевидно, новый российский самолет может и впрямь обойтись дешевле иностранных аналогов, но, как видно, разница будет не столь велика, если вообще будет. Одна из причин этого — широкое применение импортных элементов. На поднявшейся в небо машине установлены американские турбовентиляторные двигатели Pratt & Whitney PW1000G, которые поначалу хотят использовать на всех первых произведенных самолетах. Это лишь вершина айсберга: без иностранных компонентов само рождение МС-21 было бы невозможно в принципе. Идеологи проекта МС-21 любят вспоминать про семейство двигателей ПД-14, которое должно в будущем дополнить «американца», однако перспективы пока туманны.

Согласно планам, серийный выпуск ПД-14 должны были начать еще в 2016 году. Теперь же старт серийного производства перенесли на 2018-й. Важно понимать, что конкуренты тоже не дремлют, появляются новые двигатели и новые версии старых. Более экономичные, экологичные и доступные по цене. В этой связи нельзя исключать, что МС-21 будет использовать американские Pratt & Whitney или другие зарубежные двигатели на протяжении всей своей «жизни». Плохо это или хорошо для проекта — другой вопрос. В конце концов выбор двигателя, как, впрочем, и других элементов конструкции, будет определять критерий «цена/качество», а не патриотические настроения.

©АиФ

В целом, слабо верится, что МС-21 превзойдет по технологическому уровню западные аналоги. Все-таки опыта по созданию современных среднемагистральных пассажирских самолетов у американцев и европейцев несравнимо больше. Конкуренция, однако

Коммерческие перспективы — первое и самое главное, о чем нужно говорить в данном случае. В наше время не составляет большого труда что-либо произвести. Это касается, как ни странно, даже такой высокотехнологичной отрасли, как авиастроение. Проблема в другом — продать готовый товар. Самыми сильными «игроками» в авиастроении являются уже упомянутые Boeing и Airbus: внешний рынок законтрактован этими компаниями на 75% до 2025 года. Есть еще бразильцы с их Embraer и китайцы с проектом Comac C919 — прямым аналогом МС-21, который тоже хочет завоевать рынок. Оценивать перспективы детища Поднебесной сложно, ведь большого опыта по созданию современных среднемагистральных самолетов у КНР нет. С другой стороны, деловитые китайцы наверняка найдут свою нишу. У них это хорошо получается практически везде.

Кстати, именно Comac C919 можно считать главным конкурентом МС-21. Оба самолета пока не производят серийно, оба являются для своих стран «пробой пера», если говорить о новых среднемагистральных пассажирских самолетах. И еще в обоих случаях рынок придется завоевывать, что называется, с низкого старта. Заметим, что если новые Boeing и Airbus уже вовсю эксплуатируют, то C919 и МС-21 еще предстоит пройти долгий путь борьбы с техническими недостатками и «детскими» болезнями. Все это нормально для любого нового образца авиатехники, и от этого никуда не уйти.

Comac C919 / ©Comac

Официальных расценок на авиалайнер С919 еще не представили. Ранее эксперты называли цифру в 50 млн долларов, что примерно в два раза меньше стоимости как европейских и американских аналогов, так и российского МС-21.

В этом смысле перспективы детища корпорации «Иркут» не очень радужные. С большой долей вероятности проект МС-21 вообще никогда не окупится. Российский рынок немаленький, но чтобы выйти в «плюс», создателям самолета нужно поставлять его на экспорт. И тут начинается самое интересное. «Нормальные», твердые, соглашения подписали только с «Аэрофлотом» и рядом небольших российских государственных лизинговых компаний. Все остальное — или «договоры о намерениях», или единичные заказы, не играющие никакой роли в судьбе МС-21.

Иностранных заказчиков всего три. Совокупно имеющиеся с ними договоренности подразумевают поставки примерно 20 крылатых машин. При этом до сих пор ни с одним зарубежным заказчиком нет твердого контракта. Говоря простым языком, МС-21, похоже провалился на мировом рынке. Возможно, именно поэтому машину даже не стали везти на престижный авиасалон «Ле Бурже-2017», а единственным российским летающим экспонатом выставки стал Sukhoi Superjet 100.

Дальнейшая судьба МС-21, кстати, хорошо видна на примере SSJ-100. Хотя ближнемагистральные пассажирские перевозки наравне со среднемагистральными — одно из самых востребованных направлений, за все годы было произведено чуть более 140 Sukhoi Superjet. И если в случае с провалом SSJ-100 можно было сказать, что «первый блин комом» (Россия долгие годы не создавала новые пассажирские самолеты), то крах коммерческих иллюзий МС-21 будет очень болезненным ударом по отечественному авиастроению.

SSJ-100 / ©wikimedia

Что в итоге? Вопрос существования МС-21 лежит не столько в плоскости коммерческой выгоды, сколько в плоскости поддержки статуса России в качестве авиастроительной державы. Судьба МС-21 зависит от того, сколько власть готова заплатить за этот статус. При желании новый авиалайнер можно рассматривать и в качестве «инвестиций в будущее». Однако в том будущем, которое нас ожидает, места для отечественного гражданского авиастроения, похоже, не найдется. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Вчера, 05:45
Мария Азарова

Более низкие уровни интерлейкина-6 — маркера системного воспаления — выявили у людей, которые считали, что готовы предоставлять больше поддержки окружающим, чем получать взамен.

Позавчера, 21:01
Илья Ведмеденко

Специалисты «Иркута» собрали первый МС-21-300, имеющий крыло из композиционных материалов российского производства. Вскоре должен состояться его первый полет.

Вчера, 17:14
Ольга Иванова

Ученые из США пришли к выводу: любители электронных сигарет в два раза чаще страдают эректильной дисфункцией, чем некурящие люди.

26 ноября
Анастасия Михалева

За всю историю исследования в космосе побывали более 500 человек. В океан на глубину более 10 километров спускались всего трое. Мы до сих пор знаем о Мировом океане и его обитателях недопустимо мало.

26 ноября
Ольга Иванова

Исследовательская группа из Великобритании провела эксперимент и выяснила, какие факторы могут быть причиной удовольствия, получаемого от объятий.

29 ноября
Мария Азарова

Ученые из США представили альтернативный молекулярный механизм образования меланоцитарного невуса, который согласуется как с экспериментальными, так и с клиническими наблюдениями.

3 ноября
Ольга Иванова

Исследований на эту тему, как ни странно, мало, хотя предположений — великое множество. По мнению ученых из Венгрии, одна из причин такого поведения — высокая концентрация внимания на речи хозяина, а еще это означает, что собака слышит знакомое слово.

12 ноября
Мария Азарова

Кошки оказывались сбиты с толку, когда их человек, как им казалось, «телепортировался» в новое, неожиданное место. Однако они не реагировали таким же образом на чужих людей или других животных.

25 ноября
НИУ ВШЭ

Мобильные ученые публикуются в индексируемых журналах в два раза чаще. К такому выводу пришли исследователи из НИУ ВШЭ.

[miniorange_social_login]

Комментарии

33 Комментариев

-
0
+
Прошли годы, а воз и ныне там
Будет компетенция руководителей - БУДЕТ И БУДУЩЕЕ
давайте ка я вам кое что растолкую. производство самолёта(авиастроение) тащит за собой ВСЮ промышленность государства. горнодобывающую, металлургическую, нефтянку и нефтехимию, электронику, транспорт, производство тканей.Покупая самолёт на своём заводе авиа компания косвенно поддерживает ВСЮ промыщленность государства. разговор "кому нужен МС21 по цене боинга может вести только агалтелый глобалист - читай русофоб. МС 21 нужен НАМ, нужен России. просто потому, что это и рабочие места и пенсионный фонд и в последнюю очередь статус. а покупая боинг вы платите деньги иностранным рабочим и буржуинским алигархам.
-
0
+
И какое же будущее нас ожидает?
29.06.2018
-
0
+
Думаю, тенденция будет традиционной: российские авиакомпании купят столько МС, сколько их вынудят купить власти. Остальное они купят там, где лучше и выгоднее. И будут правы. Чем больше будет вынужденных ( невыгодных) покупок "для поддержки отечественного авиапрома" - тем тяжелее будут условия для авиаперевозок, крайне важных для России. Тяжкий опыт "поддержки автопрома ( и прочих "промов") " на протяжении четверти века породил лишь Ладу Калину за бесчисленные млрды, исчезнувшие в карманах тех, кого ими трогательно "поддержали". Оставив потребителю устаревший и дорогой авто-брак и хлам и породив новый виток коррупции. Регулирование и поддержка есть везде. Но работает на успех - только там, где они не сводятся к тупому навязыванию убыточного и неприемлемого потребителю.
-
0
+
Если честно, я бы с гораздо большей надеждой смотрел бы на какой-нибудь серьезный авиастроительный проект, инициированный частниками в России, чем государственный. Потому что частникам в плане создания бизнеса я доверяю больше чем государству.
-
0
+
Так вот, у меня нет сомнения что Россия способна создать качественный технический проект.Но у меня большие сомнения, что Россия может создать качественный бизнес проект. Тем более под руководством неповоротливой государственной машины. И в этом смысле совершенно не важно самолеты сухого или Иркут создают этот бизнес проект.
-
0
+
И аналогия с SSJ-100, по-моему, вполне оправдана. Лет 5 назад от ура-патриотичных лозунгов было не так просто разглядеть истинное положение дел, потом поток новостей про SSJ потихоньку замолкал, теперь про него забывают. Судя по всему МС-21 тоже чисто PR-проект. Ну, если рассматривать его с этой точки зрения, то не так уж важна его цена или ТТХ. Для картинки на НТВ сгодится.
    -
    0
    +
    SSJ в серийном производстве, построено более 140 машин.
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      И? Можно построить и 1400 машин за счёт налогоплательщика.
        -
        0
        +
        Каких налогоплательщиков? Вы так хорошо знаете кто и сколько вкладывает в тот или иной проект? Тогда может поделитесь информацией. И опять таки, какая связь между СуперДжетом и МС-21? Разные самолеты, разного класса, разные разработчики. Пора бы уже отходить от стереотипов
          -
          0
          +
          Российских налогоплательщиков. Разве проект не убыточен?
            -
            0
            +
            У меня нет данных по доходам АО «Гражданские самолеты Сухого» , думал вы расскажите, раз так уверенно это говорите. Но вопрос остается тот же. Какое отношение к этому имеет МС-21 и ПАО "Корпорация "Иркут"?..
              -
              0
              +
              Насколько я неоднократно слышал, проект создания SSJ-100 глубоко убыточен. Если зарубиться, то можно покопаться и раздобыть точные цифры, но сам факт убыточности я думаю общеизвестен (может я ошибаюсь, тогда дайте ссылку). Теперь по-поводу МС-21.
              -
              0
              +
              Как я считаю, должна существовать четкая разница между двумя подходами: мы делаем бизнес, или мы занимаемся чем-то другим. Если мы делаем бизнес, то единственным мерилом успешности нашего проекта является прибыль. Конкретно к нашему случаю, если SSJ рассматривался как бизнес проект (а именно так он и рассматривался, как я понимаю), то он провален. И в этой связи, совершенно неважны метры, килограммы или ньютоны. Совершенно другое дело, если мы рассматриваем что-либо не как бизнес проект. Берем к примеру МКС. Этот проект никогда не рассматривался как бизнес. И сказать успешен проект создания станции или нет должны люди, хорошо разбирающиеся в космонавтике, астрономии ну и тд. Я, к сожалению, такими знаниями не обладаю. Или другой пример - танк Армата. Хорош он или нет? Нужно очень много читать, слушать, понимать и даже в этом случае совершенно не факт, что ваше мнение будет глубоким. Но что точно не стоит делать, так это совмещать эти вещи. Нельзя быть немножко беременным. То есть либо мы делаем бизнес, либо мы делаем что-то другое. Извиняюсь, что долго. Постоянно отвлекают.
-
0
+
По-моему грамотная и взвешенная статья. Автору спасибо.
19.09.2017
-
0
+
"...Что в итоге? Вопрос существования МС-21 лежит не столько в плоскости коммерческой выгоды, сколько в плоскости поддержки статуса России в качестве авиастроительной державы. Судьба МС-21 зависит от того, сколько власть готова заплатить за этот статус. При желании новый авиалайнер можно рассматривать и в качестве «инвестиций в будущее». Однако в том будущем, которое нас ожидает, места для отечественного гражданского авиастроения, похоже, не найдется." Для кого-то- висит..., а для кого-то другого- зато как крутится... Ну вы поняли.
1
2

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: