А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
16.03.2021

Спутники помогут предсказывать извержения вулканов

5.5

Отслеживание температуры вулканов из космоса позволит прогнозировать извержения еще за пару лет до начала активной фазы.

Активный вулкан Онтаке в 2014 году
Активный вулкан Онтаке в 2014 году / ©Alpsdake, Wikimedia Commons

Как наступление болезни часто можно предугадать по первоначальным симптомам, так и извержения вулканов обычно удается предсказать заранее. Для этого потенциально опасные вершины находятся под постоянным мониторингом, и чувствительные инструменты регистрируют движения коры, слабые толчки, изменения в составе и количестве газов, просачивающихся в атмосферу. Однако эти признаки срабатывают не всегда, поэтому то и дело случаются совершенно неожиданные извержения, которые уносят человеческие жизни.

Новый метод предсказания приближающегося извержения нашла команда Тарсило Жироны (Társilo Girona) из Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA. В статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience, они предлагают обратиться к возможностям космических аппаратов, уже работающих на околоземной орбите. Такие спутники способны отслеживать тепловое излучение от «подозрительных» вулканов в целом и замечать опасное нагревание, которое может служить предвестником бурной активности.

Nature Geoscience, doi:10.1038/s41561-021-00705-4

Чтобы продемонстрировать возможности такого подхода, авторы использовали данные мониторинга, собранные аппаратами NASA Terra и Aqua. Вместе они осматривают поверхность Земли дважды за сутки, с разрешением примерно 1 х 1 километр. С момента их запуска в 2002 году произошло пять значительных извержений, не считая вулканов на крошечных островах, температурные измерения для которых не так просты. Это японский вулкан Онтаке, новозеландский Руапеху, чилийский Кальбуко, Фогу в Кабо-Верде и Редубт на Аляске.

Изучив данные спутниковых наблюдений за этими вулканами, ученые обнаружили, что их температура начинала медленно увеличиваться еще за два-четыре года до извержения. Это нагревание было не слишком значительным, в пределах одного градуса, тем не менее статистически значимым и достигало пика непосредственно к моменту извержения.

Скорее всего, это связано с постепенным подъемом раскаленной магмы ближе к поверхности, а также усиленным выделением горячих газов. Кроме того, вода, вытесненная в верхние слои грунта, облегчает отдачу тепла, усиливая сигнал.