24.07.2020

Противовирусные «локдауны» вдвое снизили уровень антропогенного сейсмического шума

5.2

Собрав данные с сотен сейсмометров по всему миру, ученые заметили, что с весны 2020 года уровень создаваемых человечеством вибраций упал на 50 процентов из-за противовирусных ограничений.

©Ashok Boghani

Современное человечество создает все мыслимые формы загрязнений, от химических и радиоактивных до звуковых и световых — и даже сейсмических. Наша никогда не останавливающаяся деятельность — транспорт, промышленность, строительство и просто массовые скопления людей — вызывает постоянную «дрожь земли», которая лишь ослабевает, но не затихает даже по ночам, выходным и большим праздникам.

Эту сейсмическую активность регистрируют тысячи чувствительных инструментов по всему миру. Ученые пользуются специальными методами для исключения такого шума из полученных данных, чтобы выделить из них чистый сигнал собственной активности Земли, связанной не с автомобилями и заводами, а с вулканами и землетрясениями.

Однако в 2020 году на фоне пандемии Covid-19 и «локдаунов» разной степени суровости геологи отмечают невиданное снижение уровня «сейсмического загрязнения». Ученые впервые обратили внимание на это еще несколько месяцев назад. Теперь же данные обобщены — и оказались даже более впечатляющими, чем ожидалось. В новой статье, опубликованной в журнале Science, сообщается, что привычного антропогенного шума стало сразу вдвое меньше.

©Imperial College London

Ученые рассмотрели записи 268 сейсмографов, работавших в 117 странах между ноябрем 2019-го и маем 2020 года. По мере распространения эпидемии, введения карантина и ограничений на передвижение приборы стали регистрировать все меньший уровень шума. Первые признаки этого заметны еще с конца января, когда соответствующие меры ввел Китай, а далее тот же «паттерн» распространился на страны Европы и весь мир.

Красным отмечено месторасположение сейсмометров, зарегистрировавших падение активности; на окрашенных синим инструментах существенных изменений на отмечено / ©Imperial College London

В общей сложности снижение активности заметили 185 сейсмографов на всех континентах. Как правило, они расположены в особенно густонаселенных и освоенных областях — например, в городах. Однако неожиданное падение показали и некоторые приборы в сравнительно малонаселенной и даже изолированной местности. Это может указывать на то, что волны антропогенного «сейсмического загрязнения» способны распространяться на довольно большое расстояние.

Их падение отмечено даже на сейсмометре, установленном на глубине 150 метров в германском гористом лесу Шварцвальда, — инструменте, который обычно считается недоступным для подобных шумов. «”Локдауны”, вызванные пандемией коронавируса, дают нам лучшее понимание того, как взаимодействуют с Землей естественные и антропогеннные шумы», — говорит один из авторов работы, Стивен Хикс (Stephen Hicks) из Имперского колледжа Лондона.

Ученые ТюмГУ и Всероссийского института защиты растений выделили из вечной мерзлоты группу бактерий Bacillus spp., которые способны при низких температурах повысить урожайность озимой пшеницы и предотвратить распространение фитопатогенных грибов с зернами. Их исследование показало, что бактериальные штаммы Bacillus spp. способны биосинтезировать хитинолитические ферменты и стимулирующий рост растений гормон ауксин. Это означает, что их можно рассматривать в качестве потенциальных агентов биологического контроля болезней, которые будут использоваться для повышения урожайности сельскохозяйственных культур на северных территориях. Апробация биопрепаратов проходила в реальных условиях в Западной Сибири.