18.11.2020
2 597

Ученые NASA удивились падению загрязнения воздуха из-за противовирусных ограничений

5.3

Локальные и общенациональные локдауны 2020 года привели к невиданному падению количества поступающего в атмосферу диоксида азота — важного индикатора антропогенных загрязнений.

Расчетные и реальные концентрации диоксида азота в воздухе над Уханем в январе-феврале 2020 года / ©NASA's Earth Observatory / Автор: Messiena Lucretius

Еще с первых ограничений, принятых в связи с пандемией Covid-19, ученые фиксируют снижение уровней углекислого газа и других загрязнений, поступающих в атмосферу планеты. По некоторым оценкам, более чистый воздух может снизить смертность даже сильнее, чем коронавирус — повысить. Однако новые цифры, полученные учеными NASA, впечатляют даже на фоне таких оптимистических данных.

Авторы провели компьютерное моделирование динамики атмосферы в 2020 году в условиях, при которых никаких локдаунов не вводилось. Их интересовали количества диоксида азота — загрязнителя, поступающего в воздух при сжигании ископаемого топлива и поэтому тесно связанного с работой промышленности и транспорта. Сравнив полученные цифры с реальными данными, ученые обнаружили, что глобальная концентрация диоксида азота упала на 20 процентов.

©NASA Goddard

В крупных городах это падение оказалось особенно заметным, составив от 20 до 50 процентов. Китайский Ухань, где стартовала пандемия и где ограничительные меры приняли раньше, чем где-либо еще в мире, первым продемонстрировал снижение уровня загрязнения, которое достигло целых 60 процентов. Следом такое же падение показал Милан, а, например, в Нью-Йорке оно составило 45 процентов.

«Такое падение стало для меня своего рода сюрпризом, — говорит руководитель команды исследователей Кристоф Келлер (Christoph Keller). — В последние десятилетия многие страны уже проделали большую работу по снижению выбросов диоксида азота, <…> но наши результаты четко показывают, что остается еще очень большой вклад, связанный с действиями самих людей».