Наносы определили скорость движения континентов — Naked Science
16.11.2018

Наносы определили скорость движения континентов

Ученые показали, что объем останков пород и мертвых животных регулирует скорость столкновения тектонических плит.

Исследователи из Техасского института геофизики на примере созданной модели предположили, что скорость движения континентов зависит от седиментов (твердых частиц, переносимых водными потоками). Их гипотеза объяснила ранние столкновения континентов. Работа опубликована в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Седименты, или наносы — фрагменты породы, получившиеся в результаты эрозии, или частички мертвых организмов вроде ракушек и скелетов, скапливающиеся в одном месте. На основе данных о сейсмической активности и полуэмпирической формулы для скоростей пластин Конрада и Хагера авторы создали собственную модель, которая объясняла роль наносов в многолетнем движении континентов.

Ранее предполагалось, что скорость субдукции — процесса погружения одной плиты под другую — зависит от прочности самих плит. Однако эта гипотеза не объясняла изменений в ее скорости. Чаще всего ее зона находится на границе океанических и континентальных плит. При этом океаническая заходит под континентальную и погружается в мантию. Ученые из Техасского института геофизики предположили, что седименты могут способствовать погружению и служат материалом, вызывающим скольжение. Их модель подтвердила это допущение.

Согласно ей весь процесс вызывает обратный эффект. При большей скорости движения на поверхности плит не успевает образовываться достаточный объем наносов, необходимый для поддержания скорости, и начинается замедление. При задержке происходит аккумуляция материала — и весь цикл повторяется.

Движение Индии и ее скорость / ©Earth and Planetary Science Letters

В качестве одного из примеров авторы привели столкновение Индии с Азиатским континентом 50 миллионов лет назад. По их словам, пока Индия перемещалась по экваториальным морям, она собирала осадочные породы, после чего ее скорость увеличилась с пяти сантиметров в год до 16, но перед самим столкновением с Азией объем наносов уменьшился — и континент замедлился.

В сентябре геологи из Плимутского университета в Англии пришли к выводу, что в образовании Британских островов свою роль также сыграла Арморика — часть континента на северо-западе современной Франции. Скорее всего, кусок Арморики откололся от основного континента и со временем примкнул к Британским островам.