Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
«Созвездие» Starlink обеспечит 90% всех опасных сближений на околоземной орбите: их уже 1600 еженедельно
Орбитальная механика для незнакомого с ее тонкостями человека выглядит совсем не интуитивно понятной. Учитывая скорости движения космических аппаратов, даже их пролет на расстоянии километра друг от друга считается потенциально опасным. Сейчас половина таких событий — 1600 еженедельно, — происходит с участием спутников группировки Starlink. А в будущем это количество достигнет поистине астрономических масштабов, что изрядно беспокоит профильных специалистов.
Интернет-издание Space.com поинтересовалось мнением ведущего европейского специалиста по этому вопросу. Комментарий дал Хью Льюис (Hugh Lewis), глава Исследовательской группы по астронавтике Саутгемптонского университета (Research Group: Astronautics — University of Southampton). Он регулярно выпускает прогнозы по изменению количества случаев опасного сближения космических аппаратов на основе данных международной системы SOCRATES. Поддержкой этого мощнейшего инструмента в актуальном состоянии занимается организация Celestrack.
По словам Льюиса, в последнее время развивается тревожная ситуация: к моменту развертывания полной группировки телекоммуникационных спутников Starlink (около 12 тысяч аппаратов), они будут вовлечены в 90% всех опасных сближений на околоземной орбите. Уже сейчас каждую неделю происходит порядка 3200 подобных инцидентов, в половине из которых участвуют спутники SpaceX. Причем в 500 случаях из 1600 они пролетают на расстоянии километра или меньше от аппаратов других операторов. Остальное количество — это сближения двух спутников Starlink друг с другом.
И это при том, что аппаратов «мегасозвездия» Starlink на орбите сейчас «всего» чуть более 1650 штук. Для сравнения, ближайший конкурент SpaceX на поприще создания группировок интернет-спутников — компания OneWeb, — вывела пока всего 250 с небольшим аппаратов. Они, в свою очередь, опасно сближаются со спутниками иных операторов, в среднем, по 80 раз в неделю (сколько раз друг с другом Льюис не уточняет).
Серьезность проблемы
Одними из наиболее продвинутых инструментов для наблюдения за космическим мусором и аппаратами на околоземной орбите обладают Космические силы США. Американская сеть космической разведки (U.S. Space Surveillance Network) на данный момент постоянно отслеживает порядка 30 тысяч объектов крупнее 10 сантиметров в поперечнике. В ближайшие годы это количество увеличится десятикратно не только из-за вывода в космос новых спутников, но и благодаря усовершенствованию радаров.
Тем не менее, даже такие точные средства разведки, которыми располагают американские военные (и все пользователи их базы данных), позволяют предсказывать траекторию большинства мелких объектов с погрешностью не менее ста метров. Поэтому сближение на километр уже считается опасным — космический мусор или небольшие спутники могут находиться где угодно в рамках такого виртуального пузыря диаметром в пару сотен метров. Естественно, и корректировку орбиты уворачивающегося аппарата необходимо рассчитывать с большим запасом.
По статистике американской компании Kayhan Space оператор, в ведении которого полсотни спутников, получает около 300 предупреждений об опасных сближениях еженедельно. Это большая нагрузка на сотрудников и она только растет с увеличением рукотворных «созвездий» на околоземной орбите. Kayhan Space занимается созданием программно-аппаратных решений «управления космическим трафиком» для спутниковых операторов и работает с U.S. Space Surveillance Network напрямую. Из вышеупомянутых трехсот предупреждений десяток точно потребует активных действий.
Проблема в том, что уклонение от сближения — это всегда затраты драгоценного топлива. В результате чем больше будет спутников на орбите и чем чаще будут складываться опасные ситуации, тем вероятнее инцидент, когда оператор принимает рискованное решение игнорировать предупреждение. Это совершенно безответственный поступок по мнению Джонатана Макдауэлла (Jonathan McDowell), астрофизика и «охотника за спутниками» из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.
Фактор риска учитывается людьми постоянно, например во время вождения автомобиля, когда оценивается успешность различных маневров. Но на орбите цена ошибки невероятно высока. Во-первых, столкновение безальтернативно приведет к выходу из строя сразу двух аппаратов. А во вторых образовавшийся в результате космический мусор надолго закроет область аварии для использования. Иногда — на десятилетия.
В качестве экстремального примера можно привести орбиты захоронения советских разведывательных спутников системы «Легенда» (750-1000 километров) с ядерными реакторами на борту. Из некоторых аппаратов серии произошла утечка солевого теплоносителя, который замерз и образовал тысячи мелких металлических шариков — настоящая космическая шрапнель. Срок «жизни» всего этого мусора на орбите оценивается в две с половиной сотни лет.
Исторический опыт и перспективы
Но с другой стороны, не все так страшно. Да, безусловно, компания SpaceX несмотря на свой небольшой опыт в деле администрирования спутниковых группировок уже стала фактическим монополистом в этой сфере. И, надо признать, у нее неплохо получается — за два года ни одного по-настоящему серьезного инцидента не произошло. Амбициозная фирма эксцентричного миллиардера разработала и применяет эффективные решения, позволяющие в полуавтоматическом режиме разрешать почти все возникающие потенциальные коллизии.
Хотя такой подход и вызывает некоторые проблемы для отрасли в целом. Например, SpaceX сообщает коллегам по цеху далеко не обо всех маневрах уклонения, которые совершают ее аппараты. А это усложняет прогнозирование развития ситуации на орбите. Тем не менее, прогресс не остановить и у человечества есть только один путь — развивать механизмы регулирования околоземного пространства. Так что алармизм ученых, бесспорно, обоснован, но его стоит воспринимать лишь как призыв ускорить процесс разработки необходимых инструментов.
Люди активно «заселяют» орбиты вокруг Земли уже не первый десяток лет. Но столкновения спутников друг с другом случались всего дважды, а инцидентов, когда космический мусор выводил из строя какой-либо аппарат было ненамного больше. Так что и до появления «мегасозвездий» люди успешно справлялись с контролем обстановки в околоземном пространстве. Теперь лишь потребуется усовершенствовать этот навык цивилизации.
Акведуки, дороги, бани и города, которые римляне построили на оккупированных территориях, часто воспринимаются историками как символ прогресса. Но археологические раскопки, проведенные учеными из Великобритании, открыли обратную, мрачную сторону этого «развития». Оказалось, римское владычество на несколько поколений подорвало здоровье местного населения, особенно тех, кто жил в административных центрах. Исследователи увидели эту печальную картину в костях наиболее уязвимых групп населения — женщин и детей, которые первыми реагируют на ухудшение условий жизни.
Ученые МИЭМ ВШЭ совместно с коллегами из Китая нашли способ повысить долговечность перовскитных солнечных батарей. Они решили проблему с утечкой йода из материала. Для этого в перовскит добавили молекулы четвертичного аммония, которые образуют прочную электростатическую пару с ионами йода и фиксируют их в кристалле. Теперь элементы сохраняют более 92% мощности после тысячи часов работы при 85 °C.
С каждым годом количество операций по эндопротезированию неуклонно растет. Металлические имплантаты, будучи слишком жесткими, со временем разрушают кость пациента, приводя к повторным операциям. Однако более перспективные протезы из углеродного композита накапливают при нагрузке микротрещины. Существующие методы расчета не дают врачам узнать, как это скажется на прочности всей детали, что делает неэффективным широкое внедрение таких материалов в медицину. Ученые Пермского Политеха разработали первую в мире двухуровневую компьютерную модель, способную предсказать, как микроскопические повреждения внутри угле-углеродного композита влияют на его прочность и долговечность в условиях реальной эксплуатации.
Акведуки, дороги, бани и города, которые римляне построили на оккупированных территориях, часто воспринимаются историками как символ прогресса. Но археологические раскопки, проведенные учеными из Великобритании, открыли обратную, мрачную сторону этого «развития». Оказалось, римское владычество на несколько поколений подорвало здоровье местного населения, особенно тех, кто жил в административных центрах. Исследователи увидели эту печальную картину в костях наиболее уязвимых групп населения — женщин и детей, которые первыми реагируют на ухудшение условий жизни.
У побережья Канады морские биологи стали свидетелями необычного случая. Косатки и дельфины объединили свои силы, чтобы вместе охотиться на тихоокеанского лосося. Они погружались в темные глубины, а после удачной охоты делились пищей. Это первое задокументированное охотничье сотрудничество между двумя видами морских млекопитающих.
В конце 2025 года Национальные академии наук, инженерии и медицины США представили доклад, посвященный будущим пилотируемым миссиям к Марсу. В документе подробно описаны причины, по которым людям стоит отправиться на Красную планету, а также технологии, способные приблизить человечество к первой высадке.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно

Последние комментарии