• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
11.01.2023, 14:19
Александр Березин
1
14 741

«Роскосмос» принял решение сразу о двух беспилотных полетах космических кораблей «Союз»

❋ 5.1

Беспрецедентное решение о беспилотных полетах и для «Союза МС-22» «Циолковский», и для «Союза МС-23» вызвано попыткой ведомства компенсировать попадание микрометеорита в первый из этих кораблей.

Корабль «Союз МС-22» на ракете «Союз 2.1 а» перед полетом к МКС / ©globallookpress.com, Bill Ingalls - NASA via CNP/Consolidated News Photos / Автор: Михаил Григорьев

«Роскосмос» провел заседание комиссии по ситуации с кораблем «Союз МС-22». Сразу после этого произошло нетипичное для отечественного космического ведомства событие: его глава Юрий Борисов выступил с видеозаявлением, в котором озвучил итоги совещания.

Во-первых, оказалось, что повреждение радиатора охлаждения «Союза МС-22», пристыкованного сейчас к МКС, вызвано микрометеороидом (это установили с помощью подвижной камеры американского сегмента). Версия о возможном производственном браке радиатора не подтвердилась. Во-вторых, комиссия приняла решение о беспилотном возвращении на Землю корабля «Союз МС-22». Насколько успешным оно будет, заранее сказать сложно: в отсутствие работающего радиатора охлаждения температура на борту может серьезно отклониться от штатных значений, что затруднит функционирование электроники.

Кроме того, комиссия решила, что следующий российский корабль к МКС, «Союз МС-22», полетит туда также в беспилотном режиме. Ранее аналогичный полет, без экипажа на борту, предпринял «Союз МС-14». Он проходил в «грузовозвращательной» версии, при которой часть оборудования для работы экипажа с корабля сняли. Теперь беспилотно полетит обычный, пилотируемый «Союз». Причем не 13 марта, как планировали ранее, а 20 февраля. Сроки перенесли из-за необходимости иметь на борту космической станции что-то вроде «спасательной шлюпки», на роль которой часто рассматривают пристыкованный пилотируемый корабль. Считается, что в случае непредвиденных неисправностей на борту МКС он сможет эвакуировать оттуда космонавтов.

Сейчас к МКС пристыкованы два корабля — многоразовый Endurance от SpaceX, который уже летал к станции в 2021 году, и одноразовый «Союз МС-22». На первом — четыре места (хотя изначально SpaceX запланировала их семь, затем NASA захотело урезать эту возможность до четырех), на втором — три. То есть до 20 февраля 2023 года возможности полностью эвакуировать экипаж со станции на практике нет. В свете этого очевидно, что решение NASA о снижении возможностей космических кораблей SpaceX по перевозке людей было не совсем дальновидным.

Пока единственное средство, способное снять людей с МКС — Endurance от SpaceX. Но из-за известного решения NASA, теперь на нем недостаточно мест для того, чтобы вывезти оттуда сразу весь экипаж станции / ©Wikimedia Commons

Юрий Борисов в своем видеозаявлении отметил, что комиссия «Роскосмоса» рассматривала и сценарий, когда «Союз МС-23» полетел бы к МКС с одним космонавтом на борту. Но этот вариант отвергли. Поскольку в таком режиме корабль никогда не летал, нужно было бы его для этого переделывать и снова сертифицировать. Тогда ранее марта на МКС он бы не попал.

Чтобы не множить риски, предпочли беспилотный вариант полета «Союза» к станции. Стоит отметить, что при выборе полета с одним космонавтом на борту возможности эвакуировать весь экипаж МКС не было бы и после прилета туда «Союза МС-23». Следовательно, принятое комиссией решение выглядит во многом безальтернативным.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Заместитель главного редактора Naked Science. Автор специализируется на популяризации в области истории, космологии, астрономии, медицины, климата, макроэкономики и техники. Лауреат премии «Научный журналист года-2021».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
12 июля, 22:10
Редакция Naked Science

Лето 2025 обещает насыщенную линейку научно-фантастических сериалов на ведущих стриминговых платформах. От адаптаций культовых романов до масштабных космических одиссей — мы отобрали проекты, на которые стоит обратить внимание.

14 июля, 10:19
Александр Березин

Фраза «понедельник — день тяжелый» несет больше смысла, чем можно подумать: в этот день действительно чаще случаются сердечные приступы и многое другое. Теперь исследователи показали, что такое влияние понедельники сохраняют даже после того, как человек прекратил ходить на работу.

14 июля, 11:29
ПНИПУ

Представьте мир, где извергаются серные вулканы высотой в 60 раз больше Эвереста, под 20-километровым льдом скрываются океаны, мощные гейзеры выбрасывают струи водяного пара в космос, а реки из жидкого метана стекают в углеводородные моря. Так выглядят спутники планет Солнечной системы. Ученый Пермского Политеха Евгений Бурмистров рассказал, почему они считаются самыми перспективными местами для поиска жизни и колонизации.

12 июля, 22:10
Редакция Naked Science

Лето 2025 обещает насыщенную линейку научно-фантастических сериалов на ведущих стриминговых платформах. От адаптаций культовых романов до масштабных космических одиссей — мы отобрали проекты, на которые стоит обратить внимание.

11 июля, 17:47
Денис Яковлев

Международная команда ученых оценила связь между длительностью физической активности, ее интенсивностью, риском смерти от всех причин и вероятностью развития сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

14 июля, 10:19
Александр Березин

Фраза «понедельник — день тяжелый» несет больше смысла, чем можно подумать: в этот день действительно чаще случаются сердечные приступы и многое другое. Теперь исследователи показали, что такое влияние понедельники сохраняют даже после того, как человек прекратил ходить на работу.

17 июня, 16:49
Адель Романова

Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.

25 июня, 15:19
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

2 июля, 11:17
Юлия Тарасова

Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий
Stan _
13.01.2023
-
-1
+
Чтожжж. Гражданин мира Маск со своим кораблем в 4 места ( хотя изначально было семь мест но НАСА сократило) не откажет в помощи с доставкой домой. Хорошо что есть дублирующие корабли на станции на 4х астронавтов ( хотя изначально было семь но НАСО урезало.) И взаимопомощь в среди астронавтов и космонавтов. Ведь даже помощь одного корабля в 4 места ( хотя изначально было семь но НАСУ сократило до 4х) будет всегда лучше чем ноль помощи и облако болтов от неизвестного объекта 1408 на орбите.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно