21.10.2019

Рассекречены документы о создании первого в истории многоместного космического корабля

«Роскосмос» обнародовал документы о первом многоместном космическом аппарате.

«Восход»
«Восход» / ©Роскосмос

Двенадцатого октября 1964 года с космодрома Байконур запустили космический корабль «Восход-1». На его борту находились космонавты Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров. Они облетели планету 16 раз и успешно вернулись на Землю. Техническим достижением стало то, что космонавты впервые использовали для посадки спускаемый аппарат: до этого момента система приземления строилась вокруг катапульты.

Сейчас космическое ведомство выложило на своем сайте многочисленные документы, графики, схемы и фотографии, касающиеся первого многоместного космического корабля.

Новые материалы дают представление о том, как именно создавали корабль и кто был ответственен за те или иные решения. В частности, можно найти документ, подписанный главным конструктором ОКБ-1 Сергеем Королевым, в котором рассматривается вариант разработки на базе одноместного «Востока» нового космического аппарата.

Напомним, «Восток» стал первым действующим космическим кораблем в истории человечества: именно на нем 12 апреля 1961 года совершил свой полет Юрий Гагарин.

«Восход» / ©Роскосмос

«Восход» и «Восток» имеют много общих конструктивных черт: такая унификация помогла специалистам СССР создать новый космический корабль в предельно сжатые сроки. Всего аппараты серии «Восход» выполнили шесть космических запусков, из которых пять были успешными. Неудачный старт состоялся уже после полета Комарова, Феоктистова и Егорова. В рамках миссии «Космос-57» из-за ошибки командной системы аппарат пришлось уничтожить через три часа после запуска, людей на его борту не было.

Заправка ракеты перед запуском / ©Роскосмос

Полученный  во время работ над «Восходом» и «Востоком» опыт помог советским инженерам создать космический корабль «Союз», который выполнил более 130 удачных стартов. Аппарат по сей день активно эксплуатируют. Напомним, после вывода из эксплуатации американского космического корабля «Спейс шаттл» аппараты серии «Союз» стали единственными, способными доставить человека на борт Международной космической станции. Заменить «Союз» должен новый российский космический корабль «Орел».

Спускаемый аппарат «Восхода» / ©Роскосмос

В 2018 году Министерство обороны выложило в свободный доступ документы, посвященные Юрию Гагарину. Любители космической тематики могут, в частности, ознакомиться со служебной характеристикой старшего лейтенанта Гагарина, данной за период его пребывания в Центре подготовки космонавтов Военно-воздушных сил СССР.