15.02.2022
5 980

Космическая обсерватория IXPE передала на Землю первое изображение

3.4

Новая обсерватория Imaging X-ray Polarimetry Explorer (IXPE) передала на Землю первые данные. Процесс ее ввода в эксплуатацию занял месяц.

Кассиопея A / ©nasa

Ко Дню святого Валентина исследовательский аппарат IXPE предоставил первое научное изображение. Как сообщает NASA, все инструменты Imaging X-ray Polarimetry Explorer работают штатно.

Аппарат сфокусировал свое рентгеновское «зрение» на Кассиопее A — остатке сверхновой в созвездии Кассиопея. Это самый яркий на небе радиоисточник на частотах выше одного гигагерца за пределами нашей системы и один из первых открытых дискретных радиоисточников.

Это изображение Кассиопеи А сочетает в себе некоторые из первых рентгеновских данных, собранных Imaging X-ray Polarimetry Explorer (показаны пурпурным цветом), с данными рентгеновской обсерватории Chandra (показаны синим цветом) / ©nasa

Сверхновая вспыхнула примерно в 11 тысячах световых лет от нас. По расчетам ученых, ее взрыв жители Земли могли видеть 300 лет назад, однако никаких упоминаний об этом не сохранилось. Возможно, в оптическом диапазоне излучение сверхновой ослабляла межзвездная пыль.

«Изображение Кассиопеи А, сделанное IXPE, прекрасно, и мы с нетерпением ждем возможности проанализировать данные поляриметрии, чтобы еще больше узнать об этом остатке сверхновой», — приводит NASA слова Паоло Соффитты, главного итальянского исследователя по программе в Национальном институте астрофизики (INAF).

Imaging X-ray Polarimetry Explorer / ©NASA

Рентгеновскую обсерваторию IXPE запустили 9 декабря прошлого года. О миссии объявили 3 января 2017-го: она стала результатом сотрудничества NASA и Итальянского космического агентства. Стоимость миссии оценивают более чем в 180 миллионов долларов (цена самого запуска — 50,3 миллиона долларов).

Цель IXPE — расширить наше понимание об астрофизических процессах. Среди прочего обсерватория будет изучать квазары, пульсары и черные дыры.

Imaging X-ray Polarimetry Explorer — относительно небольшой аппарат со стартовой массой в 330 килограммов. Он получил три одинаковых телескопа. Операциями аппарата управляет Ball Aerospace.

Напомним, 25 декабря состоялся долгожданный запуск космического телескопа James Webb. Недавно он завершил первичные тесты своего оборудования и программного обеспечения и начал калибровку систем перед основным циклом работы. Предположительно, на это уйдет несколько месяцев. Важнейшим этапом станет «выравнивание» зеркала.

Исследователи надеются, что телескоп позволит узнать главные тайны Вселенной, заглянув в ее самую глубь. Оборудование позволит James Webb обнаружить свет первых звезд и галактик, которые сформировались после Большого взрыва, найти новые экзопланеты и многое другое.