06.04.2021
Василий Парфенов
9
12 228

Пять дней до полета: марсианский вертолет прислал первый снимок со своей камеры после отделения от марсохода

4.9

Ingenuity, который совсем скоро должен стать первым вертолетом, взлетевшим в атмосфере другого небесного тела, наконец вошел в полностью самостоятельный этап миссии. Он окончательно отделился от Perseverance, марсоход от него отъехал, и теперь дрон получает энергию только от собственной солнечной батареи. Он уже пережил суровую марсианскую ночь и прислал снимок с собственной камеры.

Пять дней до полета: марсианский вертолет прислал первый снимок со своей камеры после отделения от марсохода
Ingenuity в объективе правой передней навигационной камеры Navcam (установлена на мачте) / ©NASA, JPL-Caltech

Маленькому экспериментальному вертолету — соответствующие достижения. Что не умаляет их значимости, конечно. Напомним, Ingenuity уготована роль лишь демонстратора технологий, поэтому требования к его миссии в первую очередь чисто инженерные и он не несет на борту научных инструментов. Так что успешно пережитая ночь на Марсе — уже значимый результат. Вертолет сделан с широким применением коммерчески доступных деталей, так что сопротивляемость низким температурам (до минус 90°C) у них не самая впечатляющая.

Как пишет Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) на своем сайте, отделение Ingenuity от марсохода произошло 3 апреля. Тогда же, пока ровер не отъехал, автоматика вертолета сделала первый снимок на свою камеру. Изображение цветное, но для экономии ресурсов системы связи пока доступна только версия в низком разрешении.

Опубликует ли NASA полноразмерную версию фотографии или она была снята только в таком виде, не уточняется. В каталоге «сырых» изображений миссии Perseverance этого снимка нет. Помимо фото, инженеры получили набор телеметрии с вертолета.

Его системы работают штатно, нагреватели выполняют свою функцию, а электроника в порядке. Значит, как минимум в первые местные сутки (сол) у Ingenuity не возникло никаких проблем. Следующий важнейший этап миссии — оценить, насколько эффективно работает солнечная панель дрона. Она размещена над винтами, и ее площадь сильно ограничена, поэтому такого же запаса по эффективности, как у марсоходов Spirit и Opportunity, у нее нет. Не говоря уже о посадочной платформе InSight, которая в результате загрязнения пылью может существенно потерять в мощности относительно первоначальных показателей без серьезного ущерба для миссии.

После посадки на Марс 18 февраля Ingenuity провел под «пузом» у марсохода больше трех недель. Теперь он может рассчитывать только на свои силы — и это весьма трудная задача. Его аккумуляторы — обычные доступные любому желающему в интернет-магазинах литиевые «банки» Sony. А в качестве центрального процессора используется чип Qualcomm Snapdragon 801, который широко применялся в смартфонах. Такой выбор «начинки» обусловлен простотой целей миссии и необходимостью сделать дрон максимально дешевым. Но подобные компоненты не отличаются морозостойкостью, так что их характеристики накладывают серьезные ограничения на функционирование вертолета.

Например, на обогрев электроники и аккумуляторных ячеек зарезервировано до 75% емкости батареи. Из этого следует, что на полет Ingenuity может потратить всего четверть доступной энергии. Поэтому и время нахождения в воздухе будет ограничено — максимум 90 секунд. Срок выполнения тестового взлета тоже довольно жесткий: вертолету отведено 30 солов на эту задачу. Программа минимум — подняться в тонкой атмосфере Марса хотя бы на пару метров. Идеальный вариант — еще и сесть безопасно, а потом повторить процедуру через несколько дней.

Первые тесты винтов Ingenuity пройдут в ближайшие дни. Инженеры Лаборатории реактивного движения NASA (JPL) отправят вертолету команду раскрутить лопасти. Частота вращения будет недостаточной для отрыва от поверхности, но работоспособность механизма уже можно понять. За процессом будет наблюдать Perseverance с помощью своих камер. Когда система питания и двигатель Ingenuity продемонстрируют функциональность, произойдет решающая операция — первый управляемый полет аппарата с двигателем в атмосфере другого небесного тела. Пока предварительной датой назначили 11 апреля, а данные о результатах этого эксперимента мы получим в День космонавтики.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Позавчера, 21:16
Илья Ведмеденко

Перспективный российский многоцелевой самолет «Байкал» оторвался от земли. Первый полноценный полет машина должна выполнить до конца января.

Позавчера, 17:08
Александр Березин

КНР выпустила демографические данные за прошлый год, и они показали необычайно резкое сокращение рождаемости. Более ранний прогноз о двукратном падении численности китайцев в этом столетии начинает приобретать конкретные очертания.

Позавчера, 11:00
Сергей Васильев

Новые измерения свойств минерала из глубоких слоев мантии показали, что ядро планеты теряет тепло в полтора раза активнее, чем полагали до сих пор.

Позавчера, 11:00
Сергей Васильев

Новые измерения свойств минерала из глубоких слоев мантии показали, что ядро планеты теряет тепло в полтора раза активнее, чем полагали до сих пор.

12 января
Алиса Гаджиева

Дополнительное исследование вулканических пород формации Кибиш в Эфиопии изменило датировку найденных там костей Homo sapiens.

Позавчера, 21:16
Илья Ведмеденко

Перспективный российский многоцелевой самолет «Байкал» оторвался от земли. Первый полноценный полет машина должна выполнить до конца января.

26.12.2021
Александр Березин

Российская тяжелая ракета имеет все шансы взлететь после Starship, хотя ее начали создавать на 20 лет раньше, да и по параметрам она радикально уступает детищу Илона Маска. Попробуем разобраться, почему любая попытка создать классическую ракету в наши дни — пустая трата времени и средств. А заодно дать ответ на вопрос, какую космическую ракету на самом деле стоит создавать России.

12 января
Алиса Гаджиева

Дополнительное исследование вулканических пород формации Кибиш в Эфиопии изменило датировку найденных там костей Homo sapiens.

19.12.2021
Александр Речкин

Корпорация Илона Маска с 2012 года разрабатывает космический корабль, который может изменить правила игры в космической отрасли. Starship, как его называют, должен стать многоразовой транспортной системой, способной доставить на Красную планету до 100 человек за раз.

[miniorange_social_login]

Комментарии

9 Комментариев

только я заметил? на фото небо голубое, а нам раньше показывали всё с красным фильтром! хорошо, а что скажут о составе атмосферы? если небо голубое, по логике часть кислорода в атмосфере есть!

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: