• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
01.03.2023
НИУ ВШЭ
1
3 529

В НИУ ВШЭ узнали, какие факторы принесут школьнику до 11 дополнительных баллов на ЕГЭ

4.7

Хотя равенство возможностей и доступа к высшему образованию было основной целью введения ЕГЭ, эта реформа не решила всех проблем. Российские регионы развиты неравномерно, и многие социально-экономические показатели сильно разнятся, а вместе с ними — и шансы подростков получить качественное образование. Как выяснили сотрудники факультета экономических наук ВШЭ, помимо результатов ЕГЭ, возможность поступить в вуз зависит от образования родителей, специализации школы, достатка семьи и ряда других факторов.

В НИУ ВШЭ узнали, какие факторы принесут школьнику до 11 дополнительных баллов на ЕГЭ / ©Getty images / Автор: Анастасия Кожевникова

Результаты исследования опубликованы в British Journal of Sociology of Education. Российские и зарубежные исследования показывают, что крупные города значительно отличаются от малых (и сельской местности) по социально-экономическому статусу жителей и уровню развития образовательной системы. Во-первых, у детей и подростков, живущих вдали от региональных центров, обычно меньше выбор образовательных учреждений и, следовательно, меньше шансов получить качественное школьное образование. Во-вторых, в городах выше доля обеспеченных семей и людей с университетским образованием, и им легче дать хорошее образование своим детям. Кроме того, в сельской местности меньше спрос на специалистов с высокой квалификацией, и это влияет на мотивацию школьников и выбор ими образовательной траектории.

Авторы работы определяют свободный доступ к высшему образованию как ситуацию, в которой шансы подростка поступить в университет зависят только от его способностей, вне зависимости от характеристик семьи, школьного бэкграунда и региональных особенностей. Однако объективно оценить способности школьника очень непросто: на оценки в аттестате и результаты всевозможных экзаменов и тестов влияют и атмосфера в семье, и социально-экономический статус родителей, и качество школьного образования, и место жительства, и многое другое.

Так, от достатка семьи зависит, сможет ли школьник заниматься на платных курсах или с репетитором, ездить в летние школы или в страну изучаемого языка и будет ли рассматривать платное обучение в вузе, если не сможет поступить на бюджет. От образования и вовлеченности родителей в воспитание и обучение школьника зависит, смогут ли они помогать ему с домашними заданиями и будет ли ребенок настроен продолжать учебу.

Вероятность поступить в вуз во многом зависит от школы: качества преподавания, наличия специализации или профильных классов, дополнительных занятий, финансового положения, связей с университетами. Кроме того, школьники могут влиять друг на друга: уровень притязаний ребенка в значительной мере определяется амбициями его одноклассников. В таком случае в более выгодном положении оказываются ученики лучших школ, отбирающих наиболее способных ребят.

Чтобы оценить влияние каждого из факторов на вероятность поступления, исследователи использовали данные лонгитюдного опроса молодежи «Траектории образования и карьеры», проводимого ВШЭ. Сбор данных был начат в 2011 году и продолжается по настоящее время. Это позволяет проследить образовательные и карьерные траектории молодежи, а также оценить определяющие их факторы.

Респондентов-старшеклассников экономисты разделили на три группы: школьники из Москвы и Московской области, из крупных городов и региональных центров и из небольших городов и сельской местности. Ожидаемо, что доля школьников, решивших учиться в 10–11-м классах, и доля поступивших в вузы уменьшаются от первой группы к третьей (77, 70, 65 процентов и 68, 63, 51 процентов соответственно).

Расчеты показали, что во всех трех группах вероятность поступления зависит от результатов ЕГЭ (и через них — от оценок на ОГЭ), уровня образования матери и обучения в специализированной либо обычной школе. Так, при прочих равных условиях абитуриенты из семей с высшим образованием у матери поступают в вузы на 3–5 процентов чаще в зависимости от типа населенного пункта, а преимущество выпускников школ со специализированными классами составляет 5–9 процентов.

Эффект баллов ЕГЭ является устойчивым, однако сами по себе результаты ЕГЭ могут определяться несколькими факторами: результатами ГИА/ОГЭ, характеристиками семьи и школы. Ученые выяснили, что каждый балл выпускного экзамена для девятиклассников по 5-балльной системе приносит дополнительно 11 баллов ЕГЭ, высшее образование матери приносит 3–5 дополнительных баллов, эффект школы составляет 2–6 баллов ЕГЭ. По мнению авторов исследования, это создает неравенство уже на этапе подачи документов в вузы.

Также ученые выявили разницу в количестве факторов, которые влияют на вероятность поступления детей из разных групп. Так, для подростков из столицы это только результаты ЕГЭ, образование матери и тип школы, для школьников из крупных и мелких городов и деревень также важны состоятельность родителей, учеба в профильном классе и наличие дополнительных занятий. То есть чем меньше населенный пункт, в котором живет школьник, тем больше обстоятельств должно сложиться благоприятно, чтобы он имел те же шансы поступить, что и ребята с теми же способностями из более крупного города. Похожий набор факторов влияет и на уровень (престиж) выбранного университета.

«Различия в региональном развитии (в частности, то, в каком типе населенного пункта проживает старшеклассник) могут усилить эффекты семьи и школы. Как результат, абитуриенты из небольших населенных пунктов, которые характеризуются более скромными социально-экономическими показателями и отличаются по качеству школьного образования от крупных городов, могут сталкиваться с дополнительными барьерами доступа к высшему образованию как напрямую, так и косвенно, уже на этапе сдачи ЕГЭ», — считает соавтор работы, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Илья Прахов.  

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 18:00
Андрей

Индийские палеонтологи обнаружили 27 крупных позвонков древней змеи эпохи раннего эоцена, которую отнесли к новому виду. По оценкам исследователей, это самый крупный представитель семейства Madtsoiidae, чей рост мог достигать 15 метров. Ему дали имя в честь индийского божества.

Вчера, 13:05
Юлия Трепалина

Во время проживания в отелях туристы, как правило, расходуют ощутимо больше воды, чем у себя дома: из-за долгого плескания в душе разница может доходить до 250 литров в день. В новом исследовании ученые с помощью эксперимента показали, как побудить отдыхающих пользоваться водными ресурсами экономнее.

Позавчера, 11:00
НИУ ВШЭ

Северный Кавказ играл ключевую роль в древней колонизации Евразии и формировании ее культурного и генетического наследия, однако до сих пор не до конца изучена генетическая история носителей местных культур. Ученые впервые провели глубокое секвенирование древней ДНК представителей кобанской культуры, сформировавшейся в позднем бронзовом веке на Северном Кавказе, и сравнили ее с генетическими данными современных народов Кавказа. Результаты работы подтвердили роль носителей кобанской культуры как древнего генетического моста между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе.

16 апреля
Ольга Иванова

Американские исследователи пришли к выводу: тихоходки способны повышать уровень продуктов генов репарации ДНК до такой степени, что это позволяет сделать их одними из самых распространенных в своем геноме. Среди прочего это помогает им выдерживать экстремальную радиацию.

Позавчера, 11:00
НИУ ВШЭ

Северный Кавказ играл ключевую роль в древней колонизации Евразии и формировании ее культурного и генетического наследия, однако до сих пор не до конца изучена генетическая история носителей местных культур. Ученые впервые провели глубокое секвенирование древней ДНК представителей кобанской культуры, сформировавшейся в позднем бронзовом веке на Северном Кавказе, и сравнили ее с генетическими данными современных народов Кавказа. Результаты работы подтвердили роль носителей кобанской культуры как древнего генетического моста между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе.

Позавчера, 11:48
Игорь Байдов

Во время лабораторного эксперимента канадские биологи проявили неосторожность, благодаря чему узнали, что шмели куда менее уязвимы к экстремальным погодным условиям и более выносливы, чем считалось ранее.

8 апреля
Василий Парфенов

Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.

28 марта
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

21 марта
Дарья Г.

По спектральным данным от «Джеймса Уэбба» и результатам компьютерного моделирования атмосферы астрономы показали, что экзопланета LHS 1140 b — мир-океан. Причем по характеристикам это лучший на сегодня потенциально обитаемый мир, подходящий для пристального изучения.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий

-
0
+
от отца что то зависит??
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: