Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В НИУ ВШЭ узнали, что успешные выпускники все чаще выбирают обучение в колледжах
Ученые Института образования ВШЭ установили, что одиннадцатиклассники с высоким уровнем успеваемости все чаще отдают предпочтение среднему специальному образованию в колледже. Правда, это касается цифровых или «мягких» профессий. Например, при выборе таких специальностей, как веб-дизайнер, маркетолог и рекламщик, это позволяет молодым людям быстрее овладеть нужными навыками, опытом и начать работать.
Результаты исследования опубликованы в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Большинство выпускников средней школы после окончания одиннадцатого класса поступают в вуз. Поступление в колледж для них — не приоритетный выбор. Однако с середины 2010-х годов все больше выпускников подают заявления на поступление в колледжи. В пандемийный 2020 год в них поступило рекордное число старшеклассников — 20,6 процентов. Почти половина поступивших учится платно, появился конкурс на место, а список популярных специальностей в колледжах повторил топ направлений в бакалавриате. Число поступающих в вуз при этом заметно не менялось.
Ученые установили, что после одиннадцатого класса выпускники выбирают колледж по разным причинам. С одной стороны, доступ к высшему образованию оказывается затруднен из-за невысокого социально-экономического положения семьи и плохо продуманной стратегии поступления в вуз. С другой стороны, среднее профессиональное образование осознанно выбирают в случае «мягких» и цифровых профессий. «В этом случае колледж выступает как альтернатива вузу, ведь в нем овладеть профессиональными навыками можно быстрее и дешевле», — комментирует Вера Мальцева, старший научный сотрудник Института образования.
В рамках исследования ученые провели 31 интервью со студентами колледжей из шести регионов (Красноярский край, Москва, Удмуртская Республика, Московская, Новосибирская и Ульяновская области). Все респонденты поступили в колледж в 2019–2020 годах после окончания одиннадцатого класса. В школе у них была высокая успеваемость — средний балл в аттестате был не менее четырех.
Практически все участники исследования рассчитывали на поступление в вуз после окончания одиннадцатого класса. Лишь трое с самого начала рассматривали поступление в колледж. Однако получение среднего профессионального образования в большинстве случаев становилось вынужденным шагом.
Студентов из семей с невысоким уровнем дохода сдерживали материальные ограничения и неуверенность в себе. Они сомневались, что смогут поступить в вуз и успешно учиться в нем. У одиннадцатиклассников из более ресурсных семей путь в колледж был иным. Это не столько неудачная сдача ЕГЭ, не позволившая поступить в вуз, сколько низкая осознанность и отсутствие стратегии поступления.
Респонденты практически не выбирали — рассматривали лишь один-два варианта специальностей или вузов, делали выбор в последний момент, исходя из «удобных» предметов для сдачи ЕГЭ. Студенты колледжей из семей с высоким социально-экономическим положением после поступления в колледж ощущали потерю статуса — как из-за давления родителей, так и из-за личных амбиций. Большинство из них хотят поступать в вуз после окончания колледжа.
Информанты, однако, отмечают, что в таких профессиональных областях, как медицина, юриспруденция, инженерное дело, высшее образование необходимо. Однако в сервисных и «мягких» профессиях, например графический дизайнер, SMM-специалист, они отмечают приоритет специализированных навыков и профессионального портфолио, которые доказывают опыт и квалификацию на рынке труда.
В «мягких» профессиях диплом все в меньшей степени выполняет роль фильтра. При отборе на позицию реальным критерием становятся профессиональные навыки. Флагманом этого движения стали специальности в области информационных технологий и иные цифровые профессии, спрос на которые со стороны рынка труда бурно растет. Абитуриенты реагируют на рыночные сигналы и поступают в колледжи в расчете на то, что быстро получат навыки, которые смогут монетизировать как можно скорее.
«Рост интереса к среднему профессиональному образованию у одиннадцатиклассников можно интерпретировать двояко. С одной стороны, это вынужденно отложенное в силу разных причин решение о получении диплома вуза. С другой, это маркер того, что образовательные маршруты молодежи становятся все более нелинейными. В ответ на изменения на рынке труда старшеклассники, выбирающие цифровые и сервисные профессии, начинают рассматривать колледж как альтернативу вузу в качестве первого этапа профессионального образования», — отмечает Вера Мальцева.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
