Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые узнали, как опыт применения цифровых технологий связан с отношением к ним преподавателей
Специалисты МГППУ изучили, как преподаватели вузов оценивают возможности работы в цифровой образовательной среде, какие преимущества и трудности отмечают респонденты и чем отличаются «энтузиасты» от «скептиков».
Представить современную жизнь без цифровых технологий уже невозможно. Энергетика и промышленность, транспорт и банковское дело, городское хозяйство и строительство, здравоохранение, бизнес и многое другое – вот те сферы, в которых цифровые технологии получили значительно развитие. А если так, то рынку труда требуются специалисты, обладающие цифровыми компетенциями и способные эффективно работать с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Попробуем еще заострить вопрос: а нужны ли вообще в ведущих государственных корпорациях, на предприятиях или в бизнес-структурах сотрудники, не владеющие цифровыми компетенциями? Есть ли у них перспективы профессионального и карьерного роста? Ответ очевиден.
Где же начинающий специалист – студент колледжа или вуза, вчерашний школьник – может развить свои цифровые компетенции и овладеть навыками эффективной работы, самостоятельного обучения выбранной профессии при поддержке преподавателей, использованию современных цифровых инструментов и сервисов для конкретной профессиональной области, а также деловой коммуникации с преподавателем и однокурсниками? Конечно, в университетах, колледжах и еще раньше – на этапе обучения в школе. Заметим, что мы не имеем в виду компьютерные игры, общение и развлечения в соцсетях и прочее.
Однако в сфере образования не все так просто. Социологические исследования и опросы показывают, что одна часть преподавателей и учителей с энтузиазмом восприняли процессы цифровой трансформации и активно используют информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, а другие не согласны с нововведениями и даже активно сопротивляются им. И те, и другие приводят свои аргументы: как известно, любые нововведения имеют свои плюсы и минусы. Вот почему специалисты МГППУ М. Г. Сорокова, М. А. Одинцова и Н. П. Радчикова решили провести исследование и сравнить, как оценивают цифровые технологии преподаватели различных вузов России, средний возраст 49 лет, имеющие опыт их использования в своей профессиональной деятельности и не имеющих такого опыта.
Средний возраст и педагогический стаж респондентов, пропорции мужчин и женщин, преподавателей – докторов наук, кандидатов наук и не имеющих ученой степени, в обеих выборках статистически не различаются.
Доступ к информации в любое удобное время, гибкий график и возможность стимулирования самостоятельной работы студентов, по мнению респондентов, являются главными преимуществами организации обучения в электронных образовательных средах. А вот технические сбои, недостаток личных контактов, неудобство работы с электронным курсом и необходимость проводить долгое время за компьютером – это те трудности, с которыми они сталкиваются. Оказалось, что преподаватели с опытом разработки электронных учебных курсов имеют позитивный настрой и более положительно оценивают работу в электронной среде, а преподавателей без опыта гораздо больше беспокоит перспектива технических сбоев, недостаточная техническая и юридическая поддержка, трудности контроля выполнения заданий студентами.
«Методом кластерного анализа мы разделили преподавателей на «скептиков» и «энтузиастов», — рассказывают Марина Сорокова, Мария Одинцова и Наталия Радчикова. «Энтузиасты» настроены более позитивно по отношению к цифровой образовательной среде, видят в ней источник гибкости, интенсивности и индивидуализации учебного процесса. По их мнению, взаимодействие преподавателя со студентами при использовании современных электронных образовательных ресурсов и сервисов становится прозрачным, растет вовлеченность и самостоятельность студентов.
Они не боятся, что использование электронных сред – это просто кампания, которая скоро закончится или что станут ненужными как преподаватели, не опасаются профессиональных неудач. Очень важна для них также поддержка цифровой трансформации университета со стороны руководства и коллег. Группы «энтузиастов» и «скептиков» статистически не различаются по полу, возрасту и педагогическому стажу, поэтому исследователи предположили, что педагогические убеждения части преподавателей являются барьерами для принятия ими электронного обучения и современных цифровых образовательных технологий.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
В некоторых звездных системах, близких к Солнцу, наблюдают массивные скопления небольших небесных тел наподобие нашего пояса Койпера. Недавние расчеты показали, что прямо сейчас два-три объекта оттуда могут пролетать по Солнечной системе. Впрочем, ни к одному из уже открытых межзвездных гостей это не относится.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
