• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
06.06.2023, 12:26
МГППУ
660

Ученые узнали, как опыт применения цифровых технологий связан с отношением к ним преподавателей

❋ 4.5

Специалисты МГППУ изучили, как преподаватели вузов оценивают возможности работы в цифровой образовательной среде, какие преимущества и трудности отмечают респонденты и чем отличаются «энтузиасты» от «скептиков».

Ученые узнали, как опыт применения цифровых технологий связан с отношением к ним преподавателей
Ученые узнали, как опыт применения цифровых технологий связан с отношением к ним преподавателей / ©Getty images / Автор: Татьяна Соловьёва

Представить современную жизнь без цифровых технологий уже невозможно. Энергетика и промышленность, транспорт и банковское дело, городское хозяйство и строительство, здравоохранение, бизнес и многое другое – вот те сферы, в которых цифровые технологии получили значительно развитие. А если так, то рынку труда требуются специалисты, обладающие цифровыми компетенциями и способные эффективно работать с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Попробуем еще заострить вопрос: а нужны ли вообще в ведущих государственных корпорациях, на предприятиях или в бизнес-структурах сотрудники, не владеющие цифровыми компетенциями? Есть ли у них перспективы профессионального и карьерного роста? Ответ очевиден.

Где же начинающий специалист – студент колледжа или вуза, вчерашний школьник – может развить свои цифровые компетенции и овладеть навыками эффективной работы, самостоятельного обучения выбранной профессии при поддержке преподавателей, использованию современных цифровых инструментов и сервисов для конкретной профессиональной области, а также деловой коммуникации с преподавателем и однокурсниками? Конечно, в университетах, колледжах и еще раньше – на этапе обучения в школе. Заметим, что мы не имеем в виду компьютерные игры, общение и развлечения в соцсетях и прочее.

Однако в сфере образования не все так просто. Социологические исследования и опросы показывают, что одна часть преподавателей и учителей с энтузиазмом восприняли процессы цифровой трансформации и активно используют информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, а другие не согласны с нововведениями и даже активно сопротивляются им. И те, и другие приводят свои аргументы: как известно, любые нововведения имеют свои плюсы и минусы. Вот почему специалисты МГППУ М. Г. Сорокова, М. А. Одинцова и Н. П. Радчикова решили провести исследование и сравнить, как оценивают цифровые технологии преподаватели различных вузов России, средний возраст 49 лет, имеющие опыт их использования в своей профессиональной деятельности и не имеющих такого опыта.

Средний возраст и педагогический стаж респондентов, пропорции мужчин и женщин, преподавателей – докторов наук, кандидатов наук и не имеющих ученой степени, в обеих выборках статистически не различаются.

Доступ к информации в любое удобное время, гибкий график и возможность стимулирования самостоятельной работы студентов, по мнению респондентов, являются главными преимуществами организации обучения в электронных образовательных средах. А вот технические сбои, недостаток личных контактов, неудобство работы с электронным курсом и необходимость проводить долгое время за компьютером – это те трудности, с которыми они сталкиваются. Оказалось, что преподаватели с опытом разработки электронных учебных курсов имеют позитивный настрой и более положительно оценивают работу в электронной среде, а преподавателей без опыта гораздо больше беспокоит перспектива технических сбоев, недостаточная техническая и юридическая поддержка, трудности контроля выполнения заданий студентами.

«Методом кластерного анализа мы разделили преподавателей на «скептиков» и «энтузиастов», — рассказывают Марина Сорокова, Мария Одинцова и Наталия Радчикова. «Энтузиасты» настроены более позитивно по отношению к цифровой образовательной среде, видят в ней источник гибкости, интенсивности и индивидуализации учебного процесса. По их мнению, взаимодействие преподавателя со студентами при использовании современных электронных образовательных ресурсов и сервисов становится прозрачным, растет вовлеченность и самостоятельность студентов.

Они не боятся, что использование электронных сред – это просто кампания, которая скоро закончится или что станут ненужными как преподаватели, не опасаются профессиональных неудач. Очень важна для них также поддержка цифровой трансформации университета со стороны руководства и коллег. Группы «энтузиастов» и «скептиков» статистически не различаются по полу, возрасту и педагогическому стажу, поэтому исследователи предположили, что педагогические убеждения части преподавателей являются барьерами для принятия ими электронного обучения и современных цифровых образовательных технологий. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
1 ноября, 08:50
Любовь С.

Обитающий в полярных районах Северного полушария гренландский кит (Balaena mysticetus) живет более двух столетий и почти не болеет раком. Секрет его долголетия оказался скрыт в клетках соединительной ткани, ответственной за заживление ран: при пониженной температуре в них активируется особый белок, усиливающий восстановление поврежденной ДНК.

30 октября, 16:53
ФизТех

Ученые из МФТИ разработали и предложили новую систему единиц для электродинамики, способную примирить два главенствующих, но исторически несовместимых подхода. Эта компромиссная система, названная авторами физико-технической (ФТ), сохраняет практическое удобство Международной системы единиц (СИ), используемой инженерами по всему миру, и в то же время отражает теоретическую стройность и симметрию гауссовой системы (СГС), предпочитаемой физиками-теоретиками.

31 октября, 10:14
Юлия Трепалина

Эксперимент, устроенный в морском аквариуме в Лос-Анджелесе, продемонстрировал, что акулы и скаты, принадлежащие к пластиножаберным рыбам, могут обладать более высоким уровнем интеллекта. Значит, им необходима обогащенная среда обитания при содержании в неволе.

1 ноября, 08:50
Любовь С.

Обитающий в полярных районах Северного полушария гренландский кит (Balaena mysticetus) живет более двух столетий и почти не болеет раком. Секрет его долголетия оказался скрыт в клетках соединительной ткани, ответственной за заживление ран: при пониженной температуре в них активируется особый белок, усиливающий восстановление поврежденной ДНК.

29 октября, 09:27
Полина Меньшова

Владельцы домашних животных нередко «очеловечивают» их и окружают заботой так же, как маленьких детей. Кажется, что такое внимание должно помочь питомцам прожить долгую счастливую жизнь и уберечь их от болезней, однако ученые заметили противоположный эффект. Его в новой книге описала международная команда ветеринаров.

30 октября, 16:53
ФизТех

Ученые из МФТИ разработали и предложили новую систему единиц для электродинамики, способную примирить два главенствующих, но исторически несовместимых подхода. Эта компромиссная система, названная авторами физико-технической (ФТ), сохраняет практическое удобство Международной системы единиц (СИ), используемой инженерами по всему миру, и в то же время отражает теоретическую стройность и симметрию гауссовой системы (СГС), предпочитаемой физиками-теоретиками.

25 октября, 10:40
Любовь С.

Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.

13 октября, 11:10
Илья Гриднев

Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.

24 октября, 14:02
РТУ МИРЭА

В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно