• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
06.06.2023, 12:26
МГППУ
660

Ученые узнали, как опыт применения цифровых технологий связан с отношением к ним преподавателей

❋ 4.5

Специалисты МГППУ изучили, как преподаватели вузов оценивают возможности работы в цифровой образовательной среде, какие преимущества и трудности отмечают респонденты и чем отличаются «энтузиасты» от «скептиков».

Ученые узнали, как опыт применения цифровых технологий связан с отношением к ним преподавателей
Ученые узнали, как опыт применения цифровых технологий связан с отношением к ним преподавателей / ©Getty images / Автор: Татьяна Соловьёва

Представить современную жизнь без цифровых технологий уже невозможно. Энергетика и промышленность, транспорт и банковское дело, городское хозяйство и строительство, здравоохранение, бизнес и многое другое – вот те сферы, в которых цифровые технологии получили значительно развитие. А если так, то рынку труда требуются специалисты, обладающие цифровыми компетенциями и способные эффективно работать с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Попробуем еще заострить вопрос: а нужны ли вообще в ведущих государственных корпорациях, на предприятиях или в бизнес-структурах сотрудники, не владеющие цифровыми компетенциями? Есть ли у них перспективы профессионального и карьерного роста? Ответ очевиден.

Где же начинающий специалист – студент колледжа или вуза, вчерашний школьник – может развить свои цифровые компетенции и овладеть навыками эффективной работы, самостоятельного обучения выбранной профессии при поддержке преподавателей, использованию современных цифровых инструментов и сервисов для конкретной профессиональной области, а также деловой коммуникации с преподавателем и однокурсниками? Конечно, в университетах, колледжах и еще раньше – на этапе обучения в школе. Заметим, что мы не имеем в виду компьютерные игры, общение и развлечения в соцсетях и прочее.

Однако в сфере образования не все так просто. Социологические исследования и опросы показывают, что одна часть преподавателей и учителей с энтузиазмом восприняли процессы цифровой трансформации и активно используют информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, а другие не согласны с нововведениями и даже активно сопротивляются им. И те, и другие приводят свои аргументы: как известно, любые нововведения имеют свои плюсы и минусы. Вот почему специалисты МГППУ М. Г. Сорокова, М. А. Одинцова и Н. П. Радчикова решили провести исследование и сравнить, как оценивают цифровые технологии преподаватели различных вузов России, средний возраст 49 лет, имеющие опыт их использования в своей профессиональной деятельности и не имеющих такого опыта.

Средний возраст и педагогический стаж респондентов, пропорции мужчин и женщин, преподавателей – докторов наук, кандидатов наук и не имеющих ученой степени, в обеих выборках статистически не различаются.

Доступ к информации в любое удобное время, гибкий график и возможность стимулирования самостоятельной работы студентов, по мнению респондентов, являются главными преимуществами организации обучения в электронных образовательных средах. А вот технические сбои, недостаток личных контактов, неудобство работы с электронным курсом и необходимость проводить долгое время за компьютером – это те трудности, с которыми они сталкиваются. Оказалось, что преподаватели с опытом разработки электронных учебных курсов имеют позитивный настрой и более положительно оценивают работу в электронной среде, а преподавателей без опыта гораздо больше беспокоит перспектива технических сбоев, недостаточная техническая и юридическая поддержка, трудности контроля выполнения заданий студентами.

«Методом кластерного анализа мы разделили преподавателей на «скептиков» и «энтузиастов», — рассказывают Марина Сорокова, Мария Одинцова и Наталия Радчикова. «Энтузиасты» настроены более позитивно по отношению к цифровой образовательной среде, видят в ней источник гибкости, интенсивности и индивидуализации учебного процесса. По их мнению, взаимодействие преподавателя со студентами при использовании современных электронных образовательных ресурсов и сервисов становится прозрачным, растет вовлеченность и самостоятельность студентов.

Они не боятся, что использование электронных сред – это просто кампания, которая скоро закончится или что станут ненужными как преподаватели, не опасаются профессиональных неудач. Очень важна для них также поддержка цифровой трансформации университета со стороны руководства и коллег. Группы «энтузиастов» и «скептиков» статистически не различаются по полу, возрасту и педагогическому стажу, поэтому исследователи предположили, что педагогические убеждения части преподавателей являются барьерами для принятия ими электронного обучения и современных цифровых образовательных технологий. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
9 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

9 декабря, 14:52
Адель Романова

В некоторых звездных системах, близких к Солнцу, наблюдают массивные скопления небольших небесных тел наподобие нашего пояса Койпера. Недавние расчеты показали, что прямо сейчас два-три объекта оттуда могут пролетать по Солнечной системе. Впрочем, ни к одному из уже открытых межзвездных гостей это не относится.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

9 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».

8 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно