Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В МГПУ узнали, что три четверти школьников используют нейросети для учебы
Ученые МГПУ провели исследование, которое показало, что 75 процентов московских школьников и 80 процентов студентов активно применяют возможности искусственного интеллекта в учебном процессе.
Научный коллектив МГПУ завершил комплексное исследование по использованию искусственного интеллекта в образовательной среде. Работу подготовила лаборатория социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ. Исследование включало не только количественные опросы, но и серию групповых дискуссий. В общей сложности в исследовании приняли участие 1277 человек: 419 учителей, 100 преподавателей МГПУ, 556 старшеклассников, 202 студента. В групповых дискуссиях участвовало более 100 представителей всех категорий респондентов.
Результаты опросов демонстрируют динамичное освоение технологий искусственного интеллекта всеми участниками образовательного процесса. Среди школьных учителей 46,5 процента уже применяют нейросети в своей работе, среди преподавателей вузов этот показатель достигает 54 процентов. Молодое поколение также демонстрирует высокую вовлеченность в использование новых технологий: 75 процентов школьников и 80 процентов студентов активно применяют возможности искусственного интеллекта в учебном процессе.
«Нейросети стали новым инструментом образовательного процесса. Как учителя, так и учащиеся находят в них помощника для решения различных задач. При этом важно понимать, что искусственный интеллект не заменит учителей и преподавателей, ведь живое общение незаменимо. Нейросети способны помочь в решении рутинных задач, освобождая время для творческой работы и индивидуального подхода к учащимся», — отмечает Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ.
Результатом исследования стала информация о разных подходах к освоению нейросетей среди школьников и учителей. Если школьники и студенты предпочитают практическое освоение технологий через составление промптов, то педагоги выбирают более основательный подход, стремясь получить системное понимание работы с такими инструментами как ChatGPT.
Исследование выявило разнообразие применения ИИ в образовательном процессе. Преподаватели МГПУ чаще всего используют нейросети для генерации изображений (43 процента), создания презентаций (33) и написания текстов (33). Реже они обращаются к ИИ для подбора литературы и подготовки экзаменационных заданий, а восемь процентов применяют технологию для проверки курсовых и дипломных работ.
Школьники демонстрируют широкий спектр применения искусственного интеллекта в учебе. Они активно используют нейросети для подготовки проектов, написания сочинений и докладов, поиска готовых решений задач, создания презентаций и проверки своих знаний. При этом 43 процента учащихся рассматривают ИИ как помощника в выполнении учебных заданий, что свидетельствует о формировании нового подхода к организации учебного процесса с использованием современных технологий.
На основе полученных данных научный коллектив разработал комплексную модель использования нейросетей в образовательном процессе школы. Модель включает семь категорий субъектов образовательного процесса: от классных руководителей и учителей-предметников до сотрудников информационных центров и библиотек. Для каждой категории определены роли и форматы взаимодействия, включая педсоветы, родительские собрания, классные часы, внеурочные события и занятия в кружках с использованием ИИ.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
В некоторых звездных системах, близких к Солнцу, наблюдают массивные скопления небольших небесных тел наподобие нашего пояса Койпера. Недавние расчеты показали, что прямо сейчас два-три объекта оттуда могут пролетать по Солнечной системе. Впрочем, ни к одному из уже открытых межзвездных гостей это не относится.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
