«Усилители» из листьев позволяют мелким сверчкам стрекотать и размножаться не хуже крупных — Naked Science

Индийские биологи изучили сверчков, самцы которых устраивают «усилители» из листьев: это делает их стрекотание вдвое более громким и совершенно неотразимым для самок.

©Rittik Deb

Быстро потирая надкрылья друг о друга, самцы сверчков издают характерное стрекотание, сигнализируя о своем присутствии конкурентам и потенциальным партнершам для спаривания. Чем громче звук, тем более грозным соперником кажется он для самцов и тем привлекательнее — для самок. Все это стимулировало настоящую эволюционную гонку за громкостью, в которой древесные сверчки Oecanthus henryi задействовали хитрость, довольно неожиданную для столь «примитивных» животных: они научились усиливать звук своего стрекотания.

Как известно, некоторые шмели откусывают кусочки листьев, чтобы ускорить цветение растений. А некоторые самцы сверчков O. henryi выгрызают в центре листа отверстие таких размеров, чтобы удерживаться в нем, слегка застревая, — и стрекотать из этого необычного положения. Такой «природный мегафон» позволяет им усиливать громкость более чем вдвое. О неожиданном поведении насекомых рассказывается в новой статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Авторы работы — ученые из Национального центра биологических наук в индийском Бангалоре — отмечают, что способности сверчков использовать отражающие акустические экраны для усиления звука были известны и ранее. Они не являются результатом обучения: механизм врожденный и одинаково проявляется насекомыми, выросшими и в искусственной, и в естественной среде. Однако на сей раз исследователи решили разобраться в этом поведении детальнее.

Проводя наблюдения в полевых условиях, они показали, что лишь около пяти процентов самцов O. henryi устраивают себе «мегафоны» из листьев (25 из 463 отслеженных особей). В среднем они мельче остальных и стрекочут тише, однако, благодаря отражающей поверхности листа, громкость усиливается более чем в два раза.

Этот звук сверчки производят примерно так же, как скрипки и виолончели, — за счет вибраций, создаваемых трением одного надкрылья о другое, зазубренное, которое резонирует и создает стрекот. Устроившись в отверстии листа и прижимая к нему крылья, насекомые увеличивают размеры и повышают мощность резонатора, а с ними — и громкость. Аналогичным образом мы иногда усиливаем свой голос, прикладывая ладони воронкой ко рту.

Чтобы удостовериться в том, что эти крики действительно работают, авторы исследования поставили эксперименты в лаборатории. Они продемонстрировали, что самки O. henryi проявляли интерес к более громкому стрекотанию, независимо от того, было ли оно результатом более крупных размеров самца или же использования им листа-резонатора. Таким образом, поведенческая хитрость уравнивает шансы больших и мелких самцов на размножение.

Любопытная особенность спаривания сверчков — длительность этого процесса: самка может контролировать количество спермы, которое получает от того или иного самца, за счет длительности копуляции. Спаривание с крупными самцами может занимать более получаса, с мелкими продолжается в разы меньше, позволяя передать меньшее число сперматозоидов. Однако громкость сверчков, которые применяли резонаторы, меняла и это поведение. С такими «мелкими, но шумными» самцами спаривание продолжалось столько же, сколько и с крупными. Почему самка так «обманывается», пока не известно.

Ученые открыли новый сарбековирус RhGB01 после исследования всего 53 образцов фекалий подковообразных летучих мышей, расширив географические и видовые диапазоны коронавирусов, подобных SARS-CoV и SARS-CoV-2. Предположительно, они будут встречаться на всем ареале Rhinolophidae — от Австралии и Японии до Европы и Африки.

Двумерный магнит, сконструированный учеными, может найти применение в вычислительной технике и электронике, а также новых инструментах для изучения квантовой механики.

Состоялись новые тесты перспективного гиперзвукового комплекса «Циркон». В качестве носителя выступил фрегат проекта 22350.