22 октября

Японского волка посчитали ближайшим родственником собак

4.9

Новое исследование ученых из Японии предполагает, что собаки произошли от своего предка-волка из Восточной Азии.

Японский волк
Японский волк, или шаману — один из двух вымерших подвидов обыкновенного волка (Canis lupus), обитавших на островах Японии / © Getty Images

Японский волк, которого почитали в Японии как божественного посланника и защитника сельскохозяйственных угодий, исчез с архипелага в начале XX века — после того, как его популяцию истребили болезни и сами люди, охотившиеся на шаману ради защиты домашнего скота. Тем не менее трагическая судьба этого хищника, эндемика островов Хонсю, Сикоку и Кюсю, до сих пор занимает умы специалистов. А новое исследование ученых из Высшего университета перспективных исследований SOKENDAI в префектуре Канагава и Университета Гифу (Япония), опубликованное на портале препринтов bioRxiv.org, предполагает, что Canis lupus hodophilax дает ключ к пониманию происхождения домашних собак.

По мнению исследователей, собаки и евразийские волки отделились от общего предка от 20 тысяч до 40 тысяч лет назад. Однако было много споров о том, когда и где это точно произошло, поскольку первоначальная популяция серых волков, как считается, исчезла. Многие регионы предлагали в качестве кандидатов на место происхождения собак, включая Ближний Восток, Центральную Азию, Европу и южную часть Восточной Азии. Но дискуссии продолжаются.

Команда ученых извлекла и секвенировала полные геномы девяти японских волков, живших в XIX-XX веках, и 11 собак, в том числе пород сиба-ину и акита. Затем последовательности геномов сравнили с ДНК представителей семейства псовых со всего мира, включая современных собак, динго, койотов и различных волков. Как оказалось, японский волк был уникальным подвидом серого волка и генетически отличался как от современных, так и от древних Canis lupus.

«Мы выдвинули гипотезу о том, что родословная собак отделилась от волков в Восточной Азии», — пишут ученые. Вымершая популяция серого волка, от которого, предположительно, пошли одомашненные собаки, тесно связана с предком японского волка и, вероятно, населяла Восточную Азию. Следовательно, шаману были самыми близкими к собакам среди волков и, по сути, родственники друг друга.

Также исследование геномов показало, что предок японского волка скрещивался с предком восточных собак как минимум 10 тысяч лет назад, после разделения западных и восточно-евразийских родословных собак. А предки японских волков имеют много общего с современными собаками — даже западными.

Генетическая близость была особенно очевидна среди восточных собак, динго и новогвинейских поющих собак, а также среди современных японских пород. Напротив, собаки западноевразийского происхождения, в частности из Африки, не проявляли особого сходства с японскими волками. В результате до 5,5% геномов современных собак по всему востоку Евразии происходят от шаману.

Но ученые отмечают, что это необязательно означает, будто собак одомашнили в Восточной Азии. «Они могли рассредоточиться где-нибудь еще до того, как завязать отношения с людьми, — это то, чего мы не можем узнать из данных генома и что потребует археологических доказательств», — подытожили исследователи.

28 октября