Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
14.04.2020
София Жаботинская
18 930

Вирус, обнаруженный у летучих мышей, оказался связан со СПИД-подобной болезнью, уничтожающей коал

4.3

Рукокрылые могут быть источником вируса, который уничтожает сумчатых обитателей Австралии. Более того, этот патоген с высокой вероятностью способен передаться и людям.

вирус летучих мышей
Летучие мыши — резервуар опасных вирусов / © Phys.org

Австралийские животные очень сильно пострадали из-за мощных летних пожаров в стране. Однако коалы среди всех обитателей южного континента находятся в наиболее угрожающем положении. Помимо природных бедствий, этим забавным сумчатым угрожают еще и летучие мыши.

Статья, опубликованная в издании Proceedings of the National Academy of Sciences, показывает, что летучие мыши служат резервуаром вирусов, которые вызывает СПИД-подобную болезнь у коал. Также это первый описанный случай обнаружения у летучих мышей ретровируса — вируса, содержащего обратную транскриптазу, которая способна синтезировать ДНК на РНК-матрице.

Вирусы, обнаруженные у летучих мышей, очень схожи с вирусом KoRV, распространенным среди коал. Его действие напоминает ВИЧ: он подавляет работу иммунной системы животных, делая их восприимчивыми к инфекциям и раковым опухолям. По оценкам ученых, за последние девять лет KoRV сократил популяцию австралийских коал более чем в два раза.

Исследования, проведенные учеными, выявили у рукокрылых похожий патоген, названный птеропидным вирусом Херви (HPG). Его удалось не только выделить, но и культивировать in vitro: эксперименты показали, что HPG активно реплицируется в культурах клеток не только летучих мышей, но и человека. Впрочем, для ретровирусов это неудивительно: по словам одного из авторов исследования Джошуа Хэйуорда, они легко передаются между разными видами животных.

Геном HPG имеет высокую степень подобия с ретровирусом коал (KoRV-A) и вирусом лейкемии гиббонов (GALV) / © Tachedjian, Hayward et al., Proceedings of the National Academy of Sciences, 2020

Наличие инфекционных KoRV-подобных вирусов у летучих мышей вызывает опасения не только за коал, но и за других австралийских животных. Вполне возможно, что сам KoRV, эпидемия которого косит сумчатых, когда-то передался им от рукокрылых. Работа, проведенная Хейуордом и его коллегами, также показывает возможный путь попадания ретровирусов из Юго-Восточной Азии в Австралию и подчеркивает роль летучих мышей как важного и опасного вирусного резервуара.

Так, например, летучие мыши способны переносить такие опасные патогены, как вирус лихорадки Эбола, вирус инфекции Хендра и (как мы все уже узнали) коронавирусы. При этом сами животные от этих патогенов практически не страдают.

Работа, проведенная учеными, важна не только с точки зрения сохранения популяции коал — ее результаты могут помочь и людям. «Чем дальше мы вторгаемся в места обитания летучих мышей, тем больше вероятность распространения вирусов от них к другим животным и людям, поэтому идентификация и характеристика вирусов — задача первоочередной важности», — подытоживает президент Австралийского общества вирусологов, профессор Хильда Тачеджян.