Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
4 октября
3 150

В чернобыльской зоне отчуждения стали появляться черные лягушки

4.9

Биологи обнаружили, что повышенный уровень радиации стимулирует накопление меланинов в коже лягушек из Зоны отчуждения Чернобыльской АЭС. Он защищает их от смертельного излучения и делает заметно темнее собратьев, живущих в обычной среде.

©Burraco & Orizaola, 2022

Авария на Чернобыльской АЭС произошла в 1986 году, вызвав опасное радиоактивное заражение окружающей местности. С тех пор там сохраняется зона отчуждения, где остановлена обычная деятельность и даже посещение ограничено. В отсутствие людей вступает в права дикая природа. Так зона отчуждения превратилась в естественную лабораторию, где биологи исследуют многие эволюционные процессы, в том числе реакцию различных видов и организмов на повышенные дозы радиации.

В 2016 году в Чернобыле работали Пабло Буррако (Pablo Burraco) и Герман Ориацола (German Orizaola) из Уппсальского университета в Швеции. Тогда ученые обнаружили там восточных квакш — самых обыкновенных лягушек, которые встречаются на пространстве от Польши до Греции и Закавказья. Животные имели совсем не обыкновенную окраску: вместо ярко-зеленого цвета они оказались практически черными.

©Burraco & Orizaola, 2022

Заинтересовавшись этим феноменом, ученые продолжили поиски и в течение следующих лет выловили и исследовали более 200 земноводных, обитающих в 12 различных водоемах с разным уровнем радиационного заражения. Результаты этой работы представлены в статье, опубликованной в журнале Evolutionary Applications. Как отмечают авторы, чернобыльские квакши оказались в среднем на 43,6 процента темнее сородичей, живущих в обычных условиях. Более того, чем сильнее было радиационное заражение их «родного» водоема, тем более темными становились эти земноводные, а некоторые, живущие в самых суровых условиях, оказались почти полностью черными.

Это происходит из-за накопления в их коже меланинов — ключевых пигментов, определяющих окраску позвоночных. Меланины защищают клетки от опасного действия ультрафиолетового излучения солнца. А при необходимости они способны экранировать и радиацию. Неудивительно, что чем более опасно заражение водоема, тем больше меланина несут квакши — и тем чернее они становятся. За годы, прошедшие с момента аварии, сменилось уже более десяти поколений лягушек, и отбор способствовал появлению у них этого необычного признака.