Астрономы уточнили расстояние до самой далекой и древней из известных галактик — Naked Science
16.12.2020

Астрономы уточнили расстояние до самой далекой и древней из известных галактик

4.7

Ученым удалось улучшить оценку расстояния до далекой галактики GN-z11: судя по новым данным, она появилась всего 420 миллионов лет спустя после Большого взрыва.

©The University of Tokyo, Pixabay CC-0

Галактика GN-z11 не один год удерживает почетное звание самой далекой и древней из всех, что ученым доводилось наблюдать до сих пор. Древнее почти некуда: по оценкам, полученным несколько лет назад, расстояние до GN-z11 составляет 13,4 миллиарда световых лет, то есть появилась она менее чем через 500 миллионов лет после Большого взрыва.

Авторы новой работы, опубликованной в журнале Nature Astronomy, использовали телескоп гавайской обсерватории Keck, чтобы уточнить дистанцию до GN-z11. Ученые измеряли красное смещение (z) — увеличение длины волны излучения от далеких источников, возникающее благодаря их удалению от нас. Из-за расширения Вселенной скорость удаления объекта тем выше, чем больше расстояние до него. И тем, соответственно, выше красное смещение.

Телескоп Keck I, оснащенный спектрометром MOSFIRE, позволил проследить за красным смещением галактики GN-z11 в ультрафиолетовом диапазоне и показал, что оно составляет z=10,957. Это соответствует времени, когда возраст Вселенной составлял лишь 420 миллионов лет — около трех процентов от современного. Авторы отмечают, что новая оценка на два порядка точнее предыдущих.

Любопытно, что из-за расширения Вселенной нынешнее «фактическое» расстояние до GN-z11 намного превышает дистанцию, которое свет покроет за 13,4 миллиарда световых лет. Сегодня ему понадобится на это около 32 миллиардов лет.