Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
22.05.2020
4 672

Голодные шмели покусывают листья, чтобы стимулировать цветение

5.1

Биологи обнаружили, что при нехватке пыльцы голодные шмели стараются покусывать листья растений, чтобы вызвать у них стресс и ускорить начало цветения.

©Hannier Pulido, Mescher Laboratories

Несмотря на свой крошечный мозг, шмели — насекомые исключительно развитые. Они демонстрируют весьма сложное поведение, включая способность к обучению и даже игре в футбол. Авторы новой работы — ученые из Франции и Швейцарии — показали, что как минимум три вида шмелей время от времени покусывают листья, отгрызая мелкие кусочки, причем делают это тем чаще, чем голоднее становятся.

Наблюдения показали, что растения активно реагируют на такое воздействие и начинают цветение быстрее — иногда на несколько недель раньше своих «некусаных» соседей. Таким образом насекомые могут обеспечивать питание потомству даже ранней весной, когда ресурсов еще недостаточно. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Science.

Впервые на такое поведение обратила внимание ученая из французского Национального института сельскохозяйственных исследований Фотейни Пашалиду (Foteini Paschalidou), наблюдавшая шмелей Bombus terrestris. О нем сообщали и местные фермеры, хотя в научной литературе это покусывание до сих пор не было описано. Чтобы лучше изучить его, биологи провели эксперименты в лаборатории с шмелями B. terrestris и растениями горчицы и томата.

©Pashalido et al., 2020

Запертые вместе с растениями насекомые действительно оставляли на листьях дырки, причем после трех дней без питательной пыльцы делали это заметно чаще, чем те же шмели в обычных условиях, имея полную свободу собирать пищу. Более того, ученые заметили, что к растениям, которые располагались рядом со свободно летавшими B. terrestris, подлетали шмели и двух других видов, которые демонстрировали точно такое же поведение.

Укусы сказывались и на самих растениях. В лаборатории томаты, укушенные пять-десять раз, зацвели на месяц раньше неповрежденных растений, а горчица — на 16 дней раньше. Само по себе это неудивительно: многие растения ускоряют цветение в ответ на стресс, в том числе при появлении насекомых-листоедов. Однако, когда ученые попробовали подтвердить этот эффект, нанеся на листья мелкие повреждения с помощью бритвы, ничего не произошло. По-видимому, растения каким-то образом распознают характер укусов насекомых — впрочем, в этом еще предстоит разобраться.